Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах. Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен первоклассной техникой.
Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы, китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Южно-Курильск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Охотск и др. Построены холодильные комбинаты, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.
Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет значительный удельный вес в вывозе древесины, производстве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области.
Центры лесопиления - Дальнереченск, Лесозаводск, Благовещенск, Свободный, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Хор, Бикин и др. Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробиджане, мебели - в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Биробиджане, спичек - в Благовещенске, целлюлозно-бумажная промышленность развита на Сахалине (Углегорск, Поронайск и др.).
Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты и т.д. Один из крупнейших машиностроительных центров - Хабаровск.
Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение - в Благовещенске.
Сельскохозяйственное машиностроение размещается в г. Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод "Амурэлектроприбор", во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске работает завод "Дальдизель", в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане - "Дальсельмаш".
Далее рассмотрим отрасли, дополняющие территориальный комплекс:
Топливная промышленность представлена добычей угля, нефти и природного газа.
Черная металлургия пока еще развита недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии - "Амурсталь" в Комсомольске-на-Амуре, работающий на металлоломе. Построен второй металлургический передельный завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.
Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной, на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область.
Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).
Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя.
Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство.
Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверо-питомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей.
Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск.
Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет дорога Хабаровск - Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения.
Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов.
Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.
Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетического баланса и архаичность его структуры, в которой преобладают угли, причем преимущественно низкой калорийности. Добыча угля за 1993 г. сократилась на 3% по сравнению с 1992 г. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений присахалин-ского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей, и целлюлозно-бумажной промышленности.