Классификация издержек производства


Это хорошо прослеживается на рынках сложнотехнической продукции, использование которой требует дорогостоящего обучения персонала. Даже если иная марка такого рода товаров предлагается дешевле, то покупатель может этим и не соблазниться, поскольку не захочет тратить средства и усилия на переобучение персонала.

Соответственно если взглянуть на эту ситуацию с другой стороны фирма, желающая переманить покупателей у конкурентов, в таком случае должна предлагать столь существенные, столь драматичные скидки с цены, чтобы их величина смогла преодолеть не просто безразличие, но экономическую привычку покупателей.
«Такую ситуацию принято называть эффектом затрат на переключение (70). Суть его в том, что покупатель оценивает новый товар на основе не только его полезности и цены, но и с учетом затрат, которые ему придется понести при переключении на этот новый товар».
Таким образом, эффект затрат на переключение состоит в том, что чем существеннее издержки, связанные с организацией использования специфической марки данного товара, тем менее покупатели будут чувствительны к ценам, когда станут решать, какую из альтернативных марок приобрести.
Эффект разделения затрат чем большую часть затрат на покупку несут третьи лица, тем меньше чувствительность покупателя к цене.
Учет этого явления может быть весьма эффективным шагом на рынках тех товаров, где оно прослеживается.
1.2 . Классификация издержек производства. Рассматриваемая в данной работе тема издержек производства одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения.

Постараемся рассмотреть этот вопрос, как с теоретической, так и с практической точки зрения, делая акцент на сегодняшней ситуации в экономике России.
Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуальна оценка столь немаловажного фактора, влияющего на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель.

А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, и не вечный ли это вопрос: «Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?». Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых успеха деятельности любого предприятия.
Научный опыт ученых, превративших закономерности рыночной экономики в экономические законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение товаропроизводителей. Основываясь на опыте предыдущих поколении и руководствуясь экономическими законами, спроецированными на сегодняшнюю экономическую реальность, можно прийти к выводу о необходимости комплексного изучения фактора издержек производства как детерминанты положенной в основу прогрессивного развития экономики России.
Итак, в главе 1 настоящей работы мы уже оговорили ту экономическую категорию, которую в дальнейшем будем называть «издержками производства». Издержки это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
Роль издержек в определении ценовой политики фирмы неоспорима. Логика коммерческой деятельности состоит в том, что цены прямо связаны с определением объемов продаж. Между тем сумма, которую покупатели готовы уплатить за товар, никак не связана с издержками, которые необходимы для его изготовления.

Эти издержки прямо влияют лишь на решения изготовителей о том, какие товары и в каком количестве стоит выпускать. И теоретически эти две логики обретают компромиссное согласование лишь на рынке.
Липсиц И.В. отмечает (70), что в коммерческой практике такой подход неприемлем фирма должна управлять своими рыночными результатами. И с этих позиций ценовиков, устанавливающих цены на основе затратного метода, состоит не в том, что они принимают во внимание издержки производства и сбыта. Беда в другом фирмы, придерживающиеся такого подхода, определяют желаемые объемы продаж и покупателей, которым эти объемы будут предложены, до того, как станет ясно, какую, собственно цену фирма может реально получить за свой товар. И, соответственно, когда такая фирма пытается навязать покупателям свои цены и объемы продаж, результат оказывается непредсказуемым цены могут оказаться как выше, так и ниже тех, на которые согласны покупатели.



А значит, ошибочными окажутся и прогнозы продаж, и все финансовые расчеты фирмы, которые с этим связаны.
Напротив, специалисты по ценообразованию, которые придерживаются более рациональных методик, прежде всего анализируют, какие цены они могут получить за свои товары, а уж затем определяют, какое количество товаров производить и на какие рынки с ними выходить.
Таким образом, эффективный подход к ценообразованию состоит в том, чтобы сначала сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с издержками, которых потребует производство этих товаров, а уж затем решать, что именно стоит производить и кому продавать. Нетрудно заметить, что и в такой логике издержки существенно влияют на цены и коммерческую политику фирмы.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. (19) несколько шире рассматривают понятие издержек производства. Понятие «издержек» они ассоциируют с определенными потерями, жертвами, которые приходится нести для получения некоторых полезных результатов. Эти потери могут быть весьма разнообразны. Они могут быть осязаемыми и неосязаемыми, Объективными и субъективными, денежными и не денежными. Кроме того, полезные результаты и понесенные во имя их достижения издержки могут распределяться между субъектами экономических отношений по-разному.

Полезный результат может оказаться в руках одних, тогда как потери, которые связаны с его получением, или хотя бы часть их, выпадут на долю других.
Поэтому, как считают вышеуказанные авторы, нет единого и в то же время достаточно простого метода определения издержек. Существует несколько подходов к их определению, каждый из которых имеет свою область применения.
Частные и общественные издержки. Издержки могут рассматриваться с точки зрения либо отдельного товаропроизводителя, либо общества в целом. В одних случаях оба подхода дают одинаковый результат, в других разный.

Это объясняется тем, что не все результаты производства имеют товарную форму (в том числе и продукция добывающих отраслей, в частности сырая нефть), некоторые из них «реализуются» непосредственно, минуя отношения купли-продажи, и оказывают прямое влияние на благосостояние общества или отдельных людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.



В первом случае имеет смысл говорить о внешней экономичности или внешнем эффекте, во втором о внешней неэкономичности, или внешних издержках.
Так, общественные издержки, связанные с работой нефтедобывающего предприятия, будут превышать частные затраты этого предприятия на величину дополнительных, внешних для самого завода, издержек на компенсацию социально-экономических последствии загрязнения окружающей среды, независимо от того, будут ли они осуществляться за счет государства, местных органов власти или самих жителей близлежащих районов. В этом примере загрязнение окружающей среды представляет один из случаев внешней неэкономичности, при которой общественные издержки оказываются выше частных.
Общественные издержки, связанные с работой нефтедобывающего предприятия можно определить:
ОИ = ЧЗ + ДИ1 + ДИ2 + ДИ3 + ДИ4, где ЧЗ частные затраты нефтедобывающего предприятия;
ДИ1 ДИ2, ДИ3, ДИ4 дополнительные издержки, которые будут возмещаться государством, республикой, местными органами власти и населением близлежащих районов соответственно вследствие загрязнения окружающей среды в связи с производственной деятельностью нефтедобывающего предприятия.
Доля дополнительных издержек, возмещаемых республикой определяется:
ди2 = ДИ2 / (ДИ1 + ДИ3 + ДИ4).
Наоборот, в случае внешней экономичности общественные издержки ниже частных на величину внешнего эффекта.
Лишь при отсутствии внешних издержек и эффектов (или их случайном равенстве) общественные и частные издержки совпадают.
И.Я.Петренко, П.И.Чужинов, С.Б.Исмуратов (47) предлагают своеобразную классификацию издержек производства при добыче нефти по различным признакам, в которой также имеется очевидное рациональное зерно.
По роли в процессе производства издержки делят на основные и накладные. К основным издержкам относят те, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции, принимают в нем главное участие и являются преобладающими в общей величине издержек.

Так, при исчислении издержек при добыче нефти к основным затратам относят затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов, заработную плату. К накладным относят затраты по организации производства и управлению производством.
По способу отнесения на производимую продукцию и включения в издержки производства затраты подразделяют на прямые и косвенные. Прямые издержки непосредственно связаны с производством отдельных видов продукции и их относят на издержки прямым путем на соответствующие виды продукции.



Содержание раздела