Специфические особенности


  1. почвенно-климатические особенности сельского хозяйства определяют его зональную специализацию, длительность периодов в производстве, различия в продуктивности, дифференциацию в себестоимости и рентабельности видов продукции;

2) специфика, время темпы проведения, работ, объем и качество продукции, предопределяют зачастую необходимость создания на предприятиях натуральных и денежных страховых и резервных фондов;
4) естественно-биологический цикл развития животных и растений оказывают влияние на периодичность, концентрацию, особенности кругооборота финансовых ресурсов;
5) разделение сельского хозяйства на подотрасли растениеводства и животноводства предполагает и раздельное планирование, учет и организацию этих сфер.
Поскольку сельскохозяйственный год охватывает периоды, относящиеся к двум календарным годам, то при определении себестоимости затраты данного календарного гада распределяются между продукцией этого и предыдущего годов, а сезонность сельскохозяйственных работ обуславливает и необходимость установления себестоимости не только по видам продукции, но по видам работ. Такое калькулирование себестоимости единицы продукции (работ, услуг) необходимо для определения эффективности осуществляемых агрозоотехнических, технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию производства, обоснования цен, определения прибыли.
Плановую себестоимость получают на основе специальных технологических карт по отдельным культурам и видам скота. При этом во внимание принимаются особенности почвенно-климатических условий хозяйства, нормы расхода материальных ресурсов и нормативы затрат труда, финансовых средств и рационального использования земли, основных фондов.
Себестоимость сельскохозяйственной продукции, получаемой от соответствующих культур и видов животных, определяется исходя из затрат, отнесенных на данную культуру, вид животных. Плановую себестоимость единицы продукции исчисляют отношением плановых затрат на производство всей продукции соответствующего вида к ее плановом объему в натуральном выражении.
Выручка от реализации продукции составляет валовую денежную выручку, из которой в последующем возмещаются все произведенные затраты. Под общей (балансовой) прибылью предприятий понимают общий финансовый результат деятельности. Прибыль от реализации (по видам продукции, работ, услуг) представляет собой разность между суммой валовой выручки и полной себестоимостью реализованной продукции.

Отметим, что на общую прибыль, кроме реализации продукции влияют и внереализационные дохода и поступления, расходы и потери.
Особенности данной отрасли также оказывают влияние и на структуру основных производственных фондов. Так например, среди них выделяют такие специфические группы как рабочий скот, многолетние насаждения (плодовые, ягодные), капитальные затраты по улучшению земель. Кроме того, особенностью структуры основных производственных фондов является и то, что наряду с общепринятыми средствами труда здесь функционируют и такие специфические средства труда как животные, многолетние насаждения, стоимость которых до определенного момента Lаже возрастает (в отличие от оборудования утрачивающего по мере износа свою стоимость). Таким образом, для воспроизводства основных фондов в этой сфере характерно то, что если оборудование непрерывно находится в эксплуатации, то, например, многолетние насаждения функционируют лишь в пределах вегетационного периода.

Поэтому, с целью наиболее оптимального использования основных производственных фондов необходимо учитывать вышеназванные особенности.
В структуре оборотных средств также отражается специфика отрасли, например здесь выделяют такую группу как "молодняк животных и животные на откорме•. Другой особенностью здесь является то, что такие важные элементы оборотных средств как семена, посадочный материал, корма, органические удобрения и т.п., постоянно возобновляются за счет собственного производства.
Компоненты оборотных средств и особенности их функционирования в процессе воспроизводственного цикла определяют и различные, индивидуальные к ним подходы нормирования. Например, общий норматив семян, посадочного материала принимается на основе нормативов по каждому виду культуры, определяемых в натуральном и стоимостном выражении. Он может быть рассчитан умножением нормы высева на посевную площадь.



По каждой культуре, как правило, предполагается создание страхового фонда. Денежная оценка проводиться исходя из плановой себестоимости материала, включая расходы по его доставке на склад, доработке и хранению.
На предприятиях, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию норматив запасов товарно-материальных ценностей на плановый период рассчитывается на основе среднедневного их расхода и среднедневной стоимости выпуска продукции по данным квартала текущего года, в котором объем производства является наименьшим. В периоды когда объем выпуска возрастает то потребность в дополнительных запасах товарно-материальных ценностей покрывается за счет привлечения в оборот краткосрочных заемных средств.

3. Финансы предприятий транспорта

Экономические и организационные особенности функционирования данной отрасли оказывают влияние и на содержание финансов. Так можно выделить следующие специфические особенности:

  1. продукция транспорта не имеет вещественной формы, здесь ничего не добавляется к перевозимому товару. На транспорте продается сам производственный процесс, т. е. перевозка, перемещение товаров, продукции, созданных в других отраслях экономики;


  2. особенность производственного процесса на транспорте предполагает, что средства производства здесь не имеют в своем составе сырья;
  3. единицей измерения транспортной продукции служат тонно-километры, пассажиро-километры, тонны грузооборота и количество отправленных пассажиров;
  4. поскольку продукцию здесь нельзя накопить, отложить в запас, то транспорт не может работать без определенного резерва (например, локомотивов и вагонов);

6) особенности функционирования экономики, ее отраслей (сезонность, цикличность) предопределяют неравномерность использования транспортных средств в течение года.
Поскольку, транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри предприятия, то внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного производства. Однако,. внутрипроизводственный транспорт не представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует. К тому же транспорт является составной частью стадий производства продукции предприятий.

Это крупная многоотраслевая сфера, имеющая в своем составе все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.
При определении той или иной сферы использования видов транспорта необходимо руководствоваться следующими характерными технико-экономическими особенностями.
Железнодорожный транспорт:

  • предполагает регулярность перевозок независимо от сезонных особенностей;
  • обеспечивает довольно высокую пропускную в выбранном направлении;
  • относительно короткий (по сравнению с речным и морским транспортом) путь движения при невысокой себестоимости перевозок;
  • характеризуется высокой маневренностью в использовании подвижного состава;
  • обеспечивает эффективность (особенно при перевозке маршрутами) доставки массовых грузов на протяженные расстояния.

Автомобильный транспорт:

  • обеспечивает повышенную (по сравнению с железнодорожным, водным транспортом) скорость, регулярность и маневренность доставки грузов;
  • делает возможной без перегрузочную доставку грузов (в т.ч. мелкими партиями) от склада отправителя до склада получателя;
  • предполагает повышенную себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Речной транспорт:

  • обеспечивает высокую пропускную способность;
  • предполагает низкую себестоимость осуществляемых перевозок (особенно леса в плотах, нефти в судах);
  • предполагает, зачастую, более длительный путь движения;
  • обеспечивает невысокую скорость движения;
  • маршрут движения может не совпадать с конечным пунктом доставки груза (поэтому речной транспорт часто используется с другими видами);
  • пропускная способность может быть ограниченна природно-климатическими факторами.

Морской транспорт:

  • обеспечивает доставку грузов на большие расстояния;
  • предполагает относительно низкую себестоимость осуществляемых перевозок.

Воздушный транспорт:

  • обеспечивает наиболее быструю доставку (зачастую в труднодоступные места) грузов и пассажиров на большие расстояния.

Вышеотмеченные особенности функционирования транспорта предполагают выбор, на основе технико-экономических расчетов, наиболее эффективного вида доставки пассажиров, груза.
Выручка предприятий включает доходы, полученные от перевозок (пассажиров и грузов), от погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Отметим, что доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основу тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние.



Содержание раздела