5. Анализ финансовых результатов
Анализ финансовых результатов начинается с оценки динамики балансовой и чистой прибыли и их структурных компонентов. При этом сравниваются основные показатели за отчетный период, рассчитываются их отклонения от базовой и плановой величин, выясняется какие показатели оказали наибольшее влияние на прибыль. Расчет может быть выполнен в таблице.
Динамика показателей балансовой чистой прибыли
Показатель |
На начало Периода (тыс.руб.) |
На конец Периода (тыс.руб.) |
В % к началу периода |
Выручка от реализации /без НДС и акцизов/ |
420 |
490 |
116,6 |
Затраты на производство реализованной продукции |
218 |
270 |
123,8 |
Прибыль от реализации продукции |
202 |
220 |
108,9 |
Прибыль от прочей реализации |
15 |
13 |
86,7 |
Прибыль по внереализационным операциям |
30 |
31 |
103,3 |
Балансовая прибыль |
247 |
264 |
106,9 |
Чистая прибыль |
185 |
198 |
107 |
Заэтим производится количественная оценка влияния на прибыль основных факторов.
Исходные данные для факторного анализа
Показатель |
На начало периода (по базису), тыс.руб. |
По базису на фактически реализованную продукцию, тыс.руб. |
На конец периода (факт), тыс.руб. |
Фактические данные с корректировкой на изменение цен, тыс.руб. |
Выручка от реализации в отпускных ценах предприятия |
420 |
443 |
490 |
443 |
Затраты на производство (полная себестоимость) |
218 |
230 |
270 |
231 |
Прибыль от реализации продукции |
202 |
210 |
220 |
211 |
Итак, основные факторы оказали следующее влияние.
1. Влияние на прибыль изменения отпускных цен на реализованную продукцию:
И1 = Р1 - Р2
где Р1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;
Р2 - реализация в отчетном году в ценах базисного периода.
И1= 490 – 443 = + 47
2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции:
И2 = П0К1 – П0
где П0 – прибыль базисного периода;
К1 – коэффициент роста объема реализованной продукции (К1= С1 : С0 где С0 – себестоимость реализованной продукции базисного периода, а С1 – себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного).
К1= 230 : 218 = 1,06 И2 = 202 х 1,06 - 202 = 12,12
3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в ее структуре:
ИЗ = П0 (К2 - К1)
где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам (К2 = Р1.0 : Р0 где Р0 – реализация в базисном периоде, а Р1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного).
К2 = 443 : 420 = 1,05 ИЗ = 202 (1,05 - 1,06) = -2,02
4.Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции:
И4 = С1.0 - С1
где С1.0 – себестоимость реализованной продукции за отчетный
период в ценах базисного;
С1 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.
И4 = 230 - 231 = -1
5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: И5 = С0К2 - С1.0
И5 = 218 * 1,05 - 230 = -1,1
6. Влияние изменений отпускных цен на материалы, тарифы и услуги. Допустим цены на материалы, электроэнергию и тарифы на оплату труда были повышены на 15 тыс.руб., что привело в снижению на эту сумму прибыли: И6 = - 15.
7. Влияние на прибыль экономии вызванной нарушением хозяйственной дисциплины. Допустим экономии в результате хозяйственной дисциплины не было т.е. И7 = 0.
8. Влияние на прибыль всех факторов определяется как
И = И1 +…+И7
т.е. 47 + 12,12 - 2,02 - 1 - 1,1 - 15 + 0 = 40
Дополнительно при анализе финансовых результатов могут быть рассчитаны также и показатели рентабельности.
1) Чистая рентабельность капитала = чистая прибыль
итог баланса
2) Чистая рентабельность = чистая прибыль
собственного капитала собственный капитал
3) Рентабельность основной = прибыль от реализации продукции
деятельности затраты на производство продукции
4) Рентабельность основных = прибыль от реализации
средств и прочих внеоборотных среднее значение внеоборотных активов
активов
5) Чистая прибыль на рубль = чистая прибыль
объема реализации выручка от реализации
6) Прибыль от реализации = прибыль от реализации
продукции на рубль объема выручка от реализации
реализации
7) Балансовая прибыль на = балансовая прибыль
рубль объема реализации выручка от реализации
При расчете показателей следует помнить, что при умножении коэффициента на 100 мы получаем его процентное выражение.
Совокупность участвующих в анализе показателей может достигать большого числа, поэтому целесообразно отбирать такие, которые не противоречат между собой, не дублируют анализируемые аспекты.
Логическим завершением анализа финансовых коэффициентов является рейтинговая оценка деятельности предприятия. ЕЕ определяют как за различные временные периоды деятельности хозяйствующего субъекта, так и в сравнении с конкурентами или среднеотраслевыми показателями. Рейтинговая оценка позволяет на основе ограниченного набора показателей провести быстрый комплексный анализ исследуемых предприятий и ранжировать их в зависимости от результатов деятельности.
Рейтинговую оценку целесообразно проводить при временных ограничениях, наличии большого количества анализируемых предприятий. К выбору показателей для оценки предъявляются требования:
1. Используемые коэффициенты должны иметь одинаковую направленность;
2. Коэффициенты должны быть максимально информативными и наиболее отображать анализируемую сторону производственно-хозяйственной деятельности либо давать целостную картину исследуемого объекта;
3. Информация используемая в расчетах должна быть доступна, обладать сравнимостью и достоверностью (например, расчеты могут быть основаны на данных годовой отчетности).
Так, вышеназванным требованиям удовлетворяет следующая совокупность финансовых показателей, представляющая все блоки финансового анализа и поэтому достаточно полно характеризующая состояние финансов предприятия:
1. Коэффициент автономии (концентрации собственного капитала);
2. Коэффициент текущей ликвидности;
3. Показатель обеспеченности запасов собственными оборотными средствами;
4. Показатель рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов;
5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (определяется как выручка от реализации деленная на среднее значение собственного капитала);
6. Прибыль от реализации продукции на рубль объема реализации;
7. Коэффициент годности имущества (1 - (износ основных средств / стоимость основных средств).
На основе этих показателей производится расчет рейтинговой оценки эталонного и сравниваемых предприятий:
Р = N П12 +П22+…..Пn2
где П - показатели деятельности анализируемого предприятия.
Наибольший рейтинг (он отражает потенциальные возможности анализируемых предприятий) имеет гипотетическое эталонное предприятие, характеризуемое наилучшими значениями отобранных показателей. Затем в соответствии с рейтинговой оценкой производится ранжирование предприятий. Первое место занимает предприятие с наивысшим рейтингом.
Отметим, что подобный подход соответствует практике рыночных отношений, где каждый товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше конкурента т.е. эталона.
Вместе с тем, необходимо помнить, что итоговая оценка показывает максимальное значение равноправных коэффициентов, не делая различия по степени их важности и весомости. Однако, при необходимости можно усилить значение того или иного показателя используя при расчете различные весовые коэффициенты.
Вопросы для самопроверки
1. Заполните аналитические таблицы данной главы и проведите общий анализ финансового состояния данного гипотетического предприятия. Сделайте выводы и рекомендации.
2. Какова цель общего финансового анализа?
3. Какие направления анализа Вы считаете наиболее информативными для различных групп пользователей?
4. Как взаимосвязаны понятия ликвидности и платежеспособности?
5. В чем сущность факторного анализа?
6. Какие требования предъявляются к показателям при проведении рейтинговой оценки деятельности хозяйствующего субъекта?
7. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Из главы Вы узнаете:
1. Аналитические показатели состояния системы