Однако продать акции, приобретенные таким путем, граждане Татарстана не могли. Дело в том, что местное законодательство запрещало отчуждение акций стратегических предприятий, купленных работниками предприятий за счет приватизационных вкладов. Особый порядок обращения акций был введен в декабре 1997 года. Акции предприятий делились на 2 категории “А” и “Б”. Категория “А” присваивалась акциям, которые в период приватизации передавались преимущественно членам трудового коллектива предприятий Татарстана. Эти акции закреплялись за акционером и не могли быть проданы до истечения срока ограничений, который указом президента устанавливался на 3 года, но в июле 1999 года другой указ продлил ограничение на неопределенный срок.
Обойти их могли только лица, заключившие агентские договоры с органом, уполномоченным правительством республики, а также коммандитные товарищества, создаваемые при эмитентах. Ограничения, закрывавшие местный рынок для инвесторов, объяснялись кризисом на международном и российском фондовых рынках и соображениями экономической безопасности республики. Такое ограничение было призвано препятствовать уводу крупных пакетов акций стратегически важных для республики предприятий (ОАО “Татнефть”, ОАО “Нижнекамскнефтехим”, ОАО “КамАЗ” и др.)
И лишь весной 2000 года республиканская комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку объявила о готовности разморозить "голубые фишки". Комиссия объявила, что неравные права для владельцев акций одного выпуска противоречат федеральным законам.
Однако ограничения продержались еще целый год. И только 15 мая 2001 года Минтимер Шаймиев подписал указ122, отменяющий мораторий. Акции 21 компании выпущены на свободу "в связи с упорядочением ситуации на фондовом рынке, а также созданием дополнительных условий для эффективного функционирования фондового рынка ценных бумаг в Республике Татарстан".
Теоретически отмена особого порядка обращения должна благоприятно сказаться на акциях компаний, особенно на их ликвидности, а сам местный фондовый рынок стать более прозрачным. Однако некоторые его участники считают, что сколько-нибудь серьезных изменений ждать не следует. Дело в том, что наиболее активные игроки давно заполучили "запрещенные" акции благодаря "серым схемам".
И нынешний указ позволит лишь юридически четко оформить право собственности на давно приобретенные бумаги. Предприятия, акции которых отпустили на свободу:
Альметьевский насосный завод ("Алнас"), Альметьевский трубный завод, "Вакууммаш", Казанская городская телефонная сеть, Казанский вертолетный завод, Казанский завод компрессорного машиностроения, Казанский медико-инструментальный завод, Казанское моторостроительное ПО, Нижнекамский завод технического углерода, "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", "Органический синтез", "Татнефтепром", "Татнефть", "Холдингова компания 'Татархлебопродукт'", "Холод", "Татэнерго", Казанский международный аэропорт, Миннибаевский газоперерабатывающий завод, Казанский оптико-механический завод, "Татнефтепродукт-холдинг".
Госкомимущество в дальнейшем ходе приватизации объектов государственной собственности намерено отказаться от схем с участием трудовых коллективов. Ориентация будет делаться на привлечение инвестиций со стороны и, как правило, смену менеджмента на предприятии.
Отмена запрета на обращение акций компаний республики не означает отстранения государства от проблем корпоративного управления.
В настоящее время существует перечень из 24 хозяйственных обществ, имеющих особо важное значение для экономики республики. Данный перечень утверждает Президент Татарстана.
С чисто правовой точки зрения необходимость этого списка в настоящее время обусловлена особым порядком назначения госпредставителей в перечисленные общества они назначаются распоряжением Президента РТ. Во всех этих обществах, за исключением одного, республика располагает, как минимум, блокирующими пакетами акций.
Говорить же об использовании механизмов жесткого поглощения не позволяет отсутствие каких-либо серьезных прецедентов. Следовательно, можно говорить о некотором преимуществе татарстанской модели корпоративного управления. Однако существуют и недостатки.
Это объясняется тем, что государство, как крупный собственник, управляет корпорацией не как «идеальный» предприниматель. При этом экономическая эффективность деятельности корпораций, что является основной целью любого инвестора, зачастую теряется в других приоритетах государственного управления и негативно сказывается на экономическом росте корпорации.
Англо-американская |
Германская |
Японская |
Россия |
Татарстан |
|
Схема вознаграждения |
1/3 оклад, 2/3 премии |
2/3 оклад |
2/3 оклад |
оклад |
оклад |
Совет Директоров |
Унитарный |
2-х палатный |
унитарный |
унитарный либо двухпалатный |
унитарный либо двухпалатный |
Продолжение таблицы 2.3.2.
Англо-американская |
Германская |
Японская |
Россия |
Татарстан |
|
роль рынка корпоративного контроля |
Сильное влияние институциональных инвесторов |
Слабая |
Слабая |
средняя с тенденцией к усилению |
слабая |
Роль механизма борьбы за доверенности |
слабая |
слабая |
слабая |
средняя |
сильная |
Роль банков |
Слабая |
Очень сильная |
Сильная |
Средняя |
Низкая |
концентрация уставного каптала |
низкая |
высокая |
высокая |
низкая с тенденцией к усилению |
низкая с тенденцией к усилению |
Банкротство |
Среднее |
слабое |
слабое |
сильное |
слабое |
доминирующее поведение собственников при снижении эффективности деятельности корпорации |
продажа акций |
замена наемных управляющих |
замена наемных управляющих |
не однозначное |
не однозначное |
Кол-во АО |
В США 6000 В Англии 2000 |
650 |
3000* |
30000 |
около 1000 |