С переходом на рыночные отношения в транспортной отрасли активно развиваются процессы децентрализации управления экономикой. В настоящее время грузовые автотранспортные предприятия должны сами определять свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. В этих условиях значимость затрат для функционирования и развития предприятия возросла, появились стимулы для их снижения.
Поддержание оптимального уровня затрат является основным условием для обеспечения эффективной деятельности грузового автотранспортного предприятия, т.к. рост доходов ограничен уровнем развития потребителей – субъектов хозяйствования реального сектора экономики. Следовательно, управление затратами - важный инструмент достижения высокого экономического результата предприятий автомобильного транспорта.
Вместе с тем грузовой автомобильный транспорт является значимой составляющей транспортной системы страны и регионов, обеспечивая их социально-экономическое развитие. В связи с тем, что результат функционирования и развития транспорта возникает за пределами самой отрасли, снижение транспортных издержек является важной задачей не только для автотранспортных предприятий, но и для предприятий потребителей транспортных услуг.
За последние годы отечественные наука и практика управления затратами продвинулись вперед, используя достижения и опыт экономически развитых стран. Вопросам совершенствования управления автотранспортными предприятиями посвящены работы В.Г.Баера, Н.Н.Громова, Г.А.Кононовой, Л.Б. Миротина, М.В. Могилевича, В.И.Николина, В.А.Персианова, М.П.Улицкого. Различные теоретические аспекты и практические рекомендации, проблемы управления затратами рассмотрены в работах отечественных ученых: В.Р.Долженковой, М.К.Ерижева, Т.В.Конаревой, С.А.Котлярова, П.Лабзунова, В.Г.Лебедева, А.А.Мицкевича, С.А.
Николаевой, В.Плонского, О.Г. Танашевой, М.И.Трубочкиной, Г.Р.Хамидуллиной. Вопросам управления затратами автотранспортных предприятий посвящены работы С.Бочкова, А.Кочкарева, И.Марчука, Б.Панькова.
В зарубежной литературе большой вклад в разработку вопросов управления затратами внесли труды: Х.Бреде, К.Друри, Дж.К.Шима и другие.
Однако научных исследований, учитывающих современное состояние предприятий автомобильного транспорта и определяющих теоретические и методические подходы к повышению их эффективности посредством управления затратами, в целом пока недостаточно. Анализ существующей практики и опубликованных работ, показал, что на предприятиях состояние анализа, планирования, учета затрат не всегда соответствуют современным требованиям. Применяемые и рекомендуемые методики не учитывают в полной мере изменившихся условий хозяйствования, не ориентированы на использование новых возможностей.
Актуальность проблемы управления затратами на предприятиях автомобильного транспорта, необходимость формирования отраслевых методических разработок, позволяющих успешно адаптироваться к условиям функционирования в нестабильной экономической ситуации, в конкурентной среде обусловили выбор темы диссертационной работы, постановку цели и основных задач исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке организационно-экономических методов управления затратами для выявления резервов их снижения с учетом сложившихся условий и реальных потребностей грузовых автотранспортных предприятий.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
Объектом исследования являются грузовые автотранспортные предприятия Омской области.
Предметом исследования является процесс управления затратами грузового автотранспортного предприятия.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные его положения могут быть использованы для формирования механизма управления затратами грузовыми автотранспортными предприятиями, региональными органами управления транспортом, областным комитетом статистики, предпринимателями, деятельность которых связана с информационными системами управления. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области экономики и управления на предприятиях транспорта.
Апробация работы.
Основные положения диссертации докладывались на: международной научной конференции Современные проблемы транспортного строительства, автомобилизации и высокоинтеллектуальные научно-педагогические технологии, в СибАДИ (2001г.); Международной научно-практической конференции Дорожно-транспортный комплекс, экономика, экология, строительство и архитектура в СибАДИ (2003г.); межрегиональной научно-практической конференции Актуальные проблемы управления: теория, методология, культура, модернизация, ресурсы (2004г.), межрегиональной научно-практической конференции Экономика региона: комплексные инновационные подходы и решения (2005г.).
Публикации. Основные положения работы отражены в 7 научных публикациях общим объемом 1.8 печатного листа.
Структура и объем диссертации определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлена цель, определены основные задачи, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе Теоретические основы управления затратами грузового автотранспортного предприятия отмечены отличительные признаки и взаимосвязь понятий издержки, затраты, расходы, себестоимость. Рассмотрены теоретические аспекты управления затратами предприятий автомобильного транспорта, а также обоснована необходимость системного подхода к организации управления и совершенствования информационного обеспечения процессов управления. Дана оценка состояния предприятий автомобильного транспорта Омской области, выявлены основные проблемы.
Во второй главе Методические положения по управлению затратами грузового автотранспортного предприятия в современных условиях рассмотрены направления совершенствования анализа, планирования и учета затрат грузового автотранспортного предприятия в соответствии с современными требованиями. Дана экономическая оценка резервов снижения затрат.
В третьей главе Рекомендации по развитию информационного обеспечения процесса управления затратами грузового автотранспортного предприятия даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры информационной системы управления затратами грузового автотранспортного предприятия и формированию центра информационного обеспечения на уровне региона.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Взаимосвязь и отличительные признаки понятий: издержки, затраты, расходы, себестоимость.
В экономической литературе и практике наряду с понятием затраты используются и такие, как издержки, расходы, себестоимость.