На основании рассчитанных индексов затратоемкости определяются резервы снижения затрат:
Зij = Iij Bi, (1)
где Зij – резервы снижения j-го вида затрат, i-го предприятия;
Iij – отклонение индексов j-го вида затрат, i-го предприятия от индекса группы предприятий;
Вi – выручка i-го предприятия.
Рассчитанная по формуле (1) величина резерва снижения затрат составляет 279183 тыс. руб. при условии, что выручка предприятий остается неизменной. Однако такой вариант следует считать оптимистическим, ориентированным на то, что все предприятия снижают затраты до уровня средних по группе.
Наиболее вероятным можно считать вариант, учитывающий сложившуюся тенденцию по снижению затратоемкости продукции (работ, услуг). В 2003 году на 1 рубль выручки приходилось 1.17 рубля затрат, в 2002 г. 1.32 рубля, т.е. снижение составило 12,9 %. Следовательно, реалистический вариант снижения затрат – 36014,6 тыс. рублей.
Пессимистическим является вариант, если предположить, что отстающие предприятия в ближайшее время не смогут заметно улучшить свое финансовое положение, а значит обеспечить снижение затрат. На их долю приходится 177869 тыс. рублей перерасхода затрат. Следовательно, возможное снижение затрат на оставшуюся часть (за счет передовых и средних предприятий) составит 13069 тыс. рублей (101314*0,129).
Анализ отклонений позволит предприятиям определить ориентиры и установить первоочередность в направлении снижения затрат. Приоритетным для снижения является тот вид затрат, где отклонение наибольшее. Результаты анализа должны учитываться в процессе текущего и стратегического планирования.
По мере развития российской экономики предприятия все более осознают необходимость использования планирования. Наиболее распространенным методом планирования является нормативный. Однако, в настоящее время предприятия не обеспечиваются соответствующей нормативной базой, и должны самостоятельно е формировать. Основные сложности возникают при нормировании материальных ресурсов и, прежде всего, запасных частей для текущего ремонта автомобилей.. С целью повышения обоснованности норм предлагается использовать корреляционно-регрессионный анализ.
Он позволяет решать такие задачи, которые пока другими методами выполнить нельзя, как, например, определение совместного и раздельного влияния многих взаимно связанных и одновременно действующих на результативный признак факторов.
Исходной информацией для корреляционно-регрессионного анализа являются факторы, оказывающие наибольшее влияние на расход запасных частей для текущего ремонта грузовых автомобилей. При выборе факторных признаков, чаще всего, применяют показатели, характеризующие степень использования автомобиля. Действительно, чем интенсивнее эксплуатируется автомобиль, тем выше его износ и потребность в запасных частях для восстановления работоспособности.
Однако такой подход не позволяет решить задачу установления норм на запасные части для вновь поступающих автомобилей новых марок и модификаций. Поэтому предлагается использовать параметрический метод, основные положения которого рассмотрены в работах Е.И. Пунина.
За основу параметрических методов, применяемых с целью установления цены на новые технические изделия, принят метод прямого сравнения технико-экономических показателей изделий с приведением различия их параметров к условному подобию. Статистические данные по параметрам и величине затрат на запасные части группируются для каждого параметрического ряда представляющего собой совокупность функционально однородных изделий, имеющих одно и тоже назначение, но отличающихся друг от друга только величиной технико-экономических параметров. В нашем случае функционально однородные изделия это грузовые автомобили.
В качестве параметров, на основе предположения о возможности наличия вероятностной связи, с учетом достоверности имеющейся информации, выбраны:
Х1 – трудоемкость работ по текущему ремонту автомобилей;
Х2 – грузоподъемность автомобиля;
Х3 - мощность двигателя.
t-критерий |
Расчетное значение |
Х1 |
0,766 |
3,407 |
13,851 |
- |
Х2 |
1,38 |
2,234 |
- |
2,106 |
||
Х3 |
5,29 |
- |
2,720 |
7,202 |
||
Нормативное значение |
2,052 |
|||||
Парный коэффициент корреляции |
- |
0,701 |
0,78 |
0,670 |
||
Множественный коэффициент корреляции |
0,92 |
0,82 |
0,91 |
0,92 |
||
F-критерий |
Расчетное значение |
45,85 |
26,883 |
63,338 |
69,589 |
|
Нормативное значение 2,98 |
Анализ оценочных показателей показывает, что более предпочтительным является уравнение включающее факторы Х2 и Х3, т.к. t-критерий свидетельствует о значимости коэффициентов регрессии, парный коэффициент корреляции об отсутствии коллинеарности между факторными признаками, множественный коэффициент корреляции о сильной связи между результативным и факторными признаками, F-критерий об адекватности всей модели. Значение средней ошибки аппроксимации не превышает допустимой величины. Таким образом, построенная модель в целом адекватна и может быть использована для подготовки решений.
Затраты на запасные части для текущего ремонта растут с увеличением пробега с начала эксплуатации автомобиля. Между тем, каких либо методических рекомендаций, позволяющих учитывать срок службы автомобиля при планировании таких затрат, нет. Используя изложенный методический подход и учитывая значительную корреляционную взаимосвязь норм затрат на запасные части и трудоемкости текущего ремонта установлены коэффициенты корректировки норм в зависимости от пробега с начала эксплуатации (табл.4). (при решении поставленной задачи учтены рекомендации д.э.н., проф .В.Г.Баера)
Таблица 4
Коэффициенты корректирования норм затрат на запасные части для
текущего ремонта грузовых автомобилей
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до капитального ремонта |
Коэффициент корректирования норм затрат на запасные части |
До 0,25 |
0,2 |
Свыше 0,25 до 0,5 |
0,5 |
0,50 0,75 |
0,8 |
0,75 1,00 |
1,0 |
1,00 1,25 |
1,1 |
1,25 1,50 |
1,2 |
1,50 1,75 |
1,4 |
1,75 2,00 |
1,7 |
Свыше 2.00 |
1,9 |
С использованием модели сделаны расчеты норм затрат на запасные части грузовых автомобилей для всех марок и модификаций автомобилей, имеющихся в настоящее время на грузовых автотранспортных предприятиях.
Для проверки точности коэффициентов и норм затрат сделан расчет плановой величины затрат на запасные части по данным ОАО Транспортно-коммерческая компания и ОАО ГАТП–6. Отклонение фактических затрат от расчетных не превысило 10%, что свидетельствует о возможности
применения расчетных норм расхода запасных частей на грузовых автотранспортных предприятиях и использования их в качестве базы сравнения, ориентира при оптимизации затрат на запасные части.
Качество и объем информации необходимой для принятия управленческого решения во многом определяется принятой на предприятии системой учета. Для целей управления необходима информация:
Для получения такой информации целесообразно использовать нетрадиционные системы учета: стандарт-кост, директ-костинг, контроллинг, управленческий учет.
Как представляется, прежде всего необходимо организовать управленческий учет поскольку он тесно связан с функциональными процессами на предприятии и акцент переноситься на управленческий учет затрат. Он предполагает оценку деятельности подразделений и рентабельности продукции, работ, услуг, отдельных видов производств. Преимуществом управленческого учета по сравнению с другими формами учета является так же его универсальность, т.е. возможность сбора информации для решения большого комплекса управленческих задач и простота организации, т.к. не требуется специальной подготовки работников и форм документов.
Управленческий учет предполагает выполнение ряда таких функций как:
-выявление отдельных видов деятельности предприятия;
-выявление носителя затрат для каждого вида деятельности (центров затрат);
-прямое отнесение затрат для каждого вида деятельности;
-распределение накладных расходов для каждого вида деятельности;