-ведение счетов управленческого учета.
Организация управленческого учета одним из направлений предполагает создание центров затрат. На автотранспортном предприятии в качестве центров затрат целесообразно выделить такие, как служба коммерческой эксплуатации и служба технической эксплуатации. Каждое из этих структурных подразделений определяет свои цели и задачи, средства и мтоды их решения, несет определенные затраты.
При отнесении статей себестоимости к центрам затрат возникают сложности с распределением накладных расходов. На автотранспортных предприятиях они относятся на структурные подразделения пропорционально фонду оплаты труда, что не может обеспечить экономически обоснованных калькуляционных расчетов. Предлагается часть накладных расходов рассчитывать, используя нормы технологического проектирования.
Проведенные по данным ОАО ГАТП–6 расчеты позволили определить структуру себестоимости по центрам затрат (табл.5).
Таблица 5
Структура себестоимости производства продукции (работ, услуг)
ОАО ГАТП-6) по службам, %
Статья затрат |
Служба коммерческой Эксплуатации |
Служба технической эксплуатации |
||
исходный вариант |
предлагаемый вариант |
исходный вариант |
предлагаемый вариант |
|
Фонд оплаты труда с начислением: |
||||
-водителей |
28,4 |
34,0 |
- |
- |
-ремонтных рабочих |
- |
- |
31,4 |
29,8 |
Затраты на топливо |
43,8 |
52,6 |
- |
- |
Затраты на смазочные материалы |
1,1 |
1,4 |
- |
- |
Амортизация подвижного состава |
2,2 |
2,6 |
- |
- |
Затраты на ТО и ТР (запасные части и материалы) |
- |
- |
34,0 |
32,3 |
Восстановление износа и ремонт шин |
- |
- |
0,8 |
0,8 |
Накладные расходы |
24,5 |
9,4 |
33,8 |
37,1 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
Накладные расходы в целом по предприятию в 2005 г. составили 6449,8 тыс. руб. Из них, на службу коммерческой эксплуатации приходится 14,5%, на службу технической эксплуатации – 31,5%. Полная себестоимость производства продукции (работ, услуг) составила 18953,3 тыс. руб., из которых на службу коммерческой эксплуатации относится 52,7%, на службу технической эксплуатации – 28,9 %. По отчетным данным в структуре себестоимости предприятия затраты по статье Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей составляют 17.9% т.е. по расчетам затраты службы технической эксплуатации в 1.62 раза больше.
Это объясняется тем, что такие расходы как электроэнергия, отопление, водопотребление в большем объеме связаны с деятельностью по поддержанию автомобилей в технически исправном состоянии.
Для получения требуемых для анализа отчетных данных предложены счета правленческого учета. На них следует относить прямые и косвенные затраты рассмотренных служб.
4. Направления развития информационного обеспечения на уровне предприятия и региона
Специфика требований к информационным материалам, важность обоснования решаемых на их основе задач обуславливают необходимость создания специализированного подразделения, занятого информационным обеспечением руководителей автотранспортных предприятий. Опыт работы управленческого персонала показал, что принятых в практике традиционных средств документального информирования недостаточно. Большинство руководящих работников принимают решения в условиях повышенных информационных нагрузок, при недостатке времени, выделяемого на получение информации. Значительное число источников информации, сложность извлечения и упорядочения сведений, необходимых для целей управления, исключают возможность проведения глубокого анализа и синтеза информации.
В таких условиях между фондами информации и руководящим работником необходим посредник, в качество которого выступают подразделения, занятые информационной подготовкой решений. Такие подразделения осуществляют функции фильтра, выделяющего из документов сведения, наиболее существенные для обоснования и решения задач управления.
Целесообразность создания специализированных подразделений по информационному обеспечению отмечается в научных работах и практических рекомендациях. Анализ отмеченных источников позволил установить структуру, задачи, функции службы информационного обеспечения, разработать основные положения по её созданию и функционированию в структуре управления на грузовом автотранспортном предприятии.
Основные выводы, сделанные в диссертации, сводятся к следующему:
1. Анализ содержательного смысла понятий издержки, затраты, расходы, себестоимость свидетельствует об отличительных признаках, которые необходимо учитывать в процессе управления. В отдельных случаях некоторые понятия могут совпадать, но внутри каждого из них открываются аналитические позиции по различным классификационным признакам.
2. Повышение эффективности производства определяется не только ростом доходов, но и уровнем затрат. Как показывают исследования, рост доходов от перевозок является для грузовых автотранспортных предприятий относительно неуправляемым фактором, так как во многом зависит от результатов работы в других отраслях производства и платежеспособности потребителей. В этих условиях снижение затрат является той сферой деятельности на которую грузовые автотранспортные предприятия должны прежде всего обратить внимание и направить усилия.
3. При совершенствовании управления затратами важно руководствоваться системным подходом, выделяя функциональную и обеспечивающую подсистемы, что позволит рассматривать функции управления во взаимодействии и повышать оперативность и обоснованность принимаемых решений.
4. Для повышения качества управленческих решений целесообразно различать общий и локальные циклы процесса управления затратами; первостепенное значение для подготовки управленческих решений имеют функции анализа, планирования и учета затрат.
5. С целью совершенствования анализа, планирования и учета разработаны методические рекомендации для: проведения межпроизводственного сопоставительного анализа; использования параметрического метода при формировании нормативной базы планирования; организации управленческого учета для получения информации по центрам затрат.
6. Анализ работы руководителей грузовых автотранспортных предприятия предприятий показал, что значительное число источников информации, сложность извлечения и упорядочения сведений, необходимых для целей управления, исключают возможность пXоведения глубокого анализа и синтеза информации. В таких условиях между фондами информации и руководящим работником необходим посредник - служба информационного обеспечения.
7. В условиях, когда на первый план выдвигается необходимость совершенствования информационной базы, создания целостной системы экономических нормативов и индикаторов, способных стать ориентиром при подготовке управленческих решений важным моментом является организация внешней поддержки предприятий. Такую регулирующую роль должны выполнять межпроизводственные образования, как например, региональный центр информационного обеспечения.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ