Структура себестоимости производства продукции


-ведение счетов управленческого учета.
Организация управленческого учета одним из направлений предполагает создание центров затрат. На автотранспортном предприятии в качестве центров затрат целесообразно выделить такие, как служба коммерческой эксплуатации и служба технической эксплуатации. Каждое из этих структурных подразделений определяет свои цели и задачи, средства и мтоды их решения, несет определенные затраты.
При отнесении статей себестоимости к центрам затрат возникают сложности с распределением накладных расходов. На автотранспортных предприятиях они относятся на структурные подразделения пропорционально фонду оплаты труда, что не может обеспечить экономически обоснованных калькуляционных расчетов. Предлагается часть накладных расходов рассчитывать, используя нормы технологического проектирования.

Проведенные по данным ОАО ГАТП–6 расчеты позволили определить структуру себестоимости по центрам затрат (табл.5).

Таблица 5
Структура себестоимости производства продукции (работ, услуг)
ОАО ГАТП-6) по службам, %


Статья затрат
Служба коммерческой
Эксплуатации
Служба технической
эксплуатации
исходный


вариант
предлагаемый
вариант
исходный
вариант
предлагаемый
вариант
Фонд оплаты труда с начислением:




-водителей
28,4
34,0
-
-
-ремонтных рабочих
-
-
31,4
29,8
Затраты на топливо
43,8
52,6
-
-
Затраты на смазочные материалы
1,1
1,4
-
-
Амортизация подвижного состава
2,2

2,6
-
-
Затраты на ТО и ТР (запасные части и материалы)
-
-
34,0
32,3
Восстановление износа и ремонт шин
-
-
0,8
0,8
Накладные расходы
24,5
9,4
33,8
37,1
Итого
100
100
100
100


Накладные расходы в целом по предприятию в 2005 г. составили 6449,8 тыс. руб. Из них, на службу коммерческой эксплуатации приходится 14,5%, на службу технической эксплуатации – 31,5%. Полная себестоимость производства продукции (работ, услуг) составила 18953,3 тыс. руб., из которых на службу коммерческой эксплуатации относится 52,7%, на службу технической эксплуатации – 28,9 %. По отчетным данным в структуре себестоимости предприятия затраты по статье Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей составляют 17.9% т.е. по расчетам затраты службы технической эксплуатации в 1.62 раза больше.

Это объясняется тем, что такие расходы как электроэнергия, отопление, водопотребление в большем объеме связаны с деятельностью по поддержанию автомобилей в технически исправном состоянии.
Для получения требуемых для анализа отчетных данных предложены счета правленческого учета. На них следует относить прямые и косвенные затраты рассмотренных служб.


4. Направления развития информационного обеспечения на уровне предприятия и региона

Специфика требований к информационным материалам, важность обоснования решаемых на их основе задач обуславливают необходимость создания специализированного подразделения, занятого информационным обеспечением руководителей автотранспортных предприятий. Опыт работы управленческого персонала показал, что принятых в практике традиционных средств документального информирования недостаточно. Большинство руководящих работников принимают решения в условиях повышенных информационных нагрузок, при недостатке времени, выделяемого на получение информации. Значительное число источников информации, сложность извлечения и упорядочения сведений, необходимых для целей управления, исключают возможность проведения глубокого анализа и синтеза информации.

В таких условиях между фондами информации и руководящим работником необходим посредник, в качество которого выступают подразделения, занятые информационной подготовкой решений. Такие подразделения осуществляют функции фильтра, выделяющего из документов сведения, наиболее существенные для обоснования и решения задач управления.
Целесообразность создания специализированных подразделений по информационному обеспечению отмечается в научных работах и практических рекомендациях. Анализ отмеченных источников позволил установить структуру, задачи, функции службы информационного обеспечения, разработать основные положения по её созданию и функционированию в структуре управления на грузовом автотранспортном предприятии.


Эффективность деятельности информационного подразделения предприятия будет зависеть от качества получаемой информации и результатов ее обработки. Если вторая часть задачи в основном зависит от навыков работы, профессионализма исполнителей, то первая определяется возможностью получения информации извне. Как внутри предприятия необходим посредник между источником информации и подсистемой управления, так и за его пределами.
Совершенствование информационной базы, создание целостной системы экономических нормативов и индикаторов, способных стать ориентиром при принятии управленческих решений могут выполнять межпроизводственные образования, например, региональный центр информационного обеспечения (РЦИО) (рис.5). На практике имеются примеры организации таких центров в образовании, здравоохранении, снабжении, сельском хозяйстве. Учитывая имеющийся опыт, в диссертационной работе установлены цели, задачи, основные функции и методы организации РЦИО по отрасли – автомобильный транспорт.
















Входящая информация Исходящая информация
Рис. 5. Структура регионального центра информационного обеспечения
Цель создания РЦИО – быть посредником, способствовать выполнению потребителями своих функций за счет целенаправленного, своевременного, систематического и полного обеспечения информацией.
Необходимость формирования регионального центра информационного обеспечения обусловлена следующим:

  • интенсификация использования информационных ресурсов;
  • возможность использования сложных процедур анализа, планирования и прогнозирования;
  • возможность привлечения специалистов с разнообразной профессиональной подготовкой (маркетологов, аналитиков, логистиков, математиков, программистов);
  • ведение аналитической работы на основе единой базы данных и единой методической основе.





Основные выводы, сделанные в диссертации, сводятся к следующему:

1. Анализ содержательного смысла понятий издержки, затраты, расходы, себестоимость свидетельствует об отличительных признаках, которые необходимо учитывать в процессе управления. В отдельных случаях некоторые понятия могут совпадать, но внутри каждого из них открываются аналитические позиции по различным классификационным признакам.
2. Повышение эффективности производства определяется не только ростом доходов, но и уровнем затрат. Как показывают исследования, рост доходов от перевозок является для грузовых автотранспортных предприятий относительно неуправляемым фактором, так как во многом зависит от результатов работы в других отраслях производства и платежеспособности потребителей. В этих условиях снижение затрат является той сферой деятельности на которую грузовые автотранспортные предприятия должны прежде всего обратить внимание и направить усилия.
3. При совершенствовании управления затратами важно руководствоваться системным подходом, выделяя функциональную и обеспечивающую подсистемы, что позволит рассматривать функции управления во взаимодействии и повышать оперативность и обоснованность принимаемых решений.
4. Для повышения качества управленческих решений целесообразно различать общий и локальные циклы процесса управления затратами; первостепенное значение для подготовки управленческих решений имеют функции анализа, планирования и учета затрат.
5. С целью совершенствования анализа, планирования и учета разработаны методические рекомендации для: проведения межпроизводственного сопоставительного анализа; использования параметрического метода при формировании нормативной базы планирования; организации управленческого учета для получения информации по центрам затрат.
6. Анализ работы руководителей грузовых автотранспортных предприятия предприятий показал, что значительное число источников информации, сложность извлечения и упорядочения сведений, необходимых для целей управления, исключают возможность пXоведения глубокого анализа и синтеза информации. В таких условиях между фондами информации и руководящим работником необходим посредник - служба информационного обеспечения.
7. В условиях, когда на первый план выдвигается необходимость совершенствования информационной базы, создания целостной системы экономических нормативов и индикаторов, способных стать ориентиром при подготовке управленческих решений важным моментом является организация внешней поддержки предприятий. Такую регулирующую роль должны выполнять межпроизводственные образования, как например, региональный центр информационного обеспечения.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

  1. Толкачева Л.В. Внешний сопоставительный анализ в управлении затратами автотранспортного предприятия // Экономика региона: комплексные инновационные подходы и решения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 31 мая 2005 года. – Омск: Правительство Омской области, 2005. – 380 с., 0,2 п.л.
  2. Толкачева Л.В.Информационное обеспечение процессов управления затратами. //Актуальные проблемы управления: теория, методология, культура, модернизация, ресурсы: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 16 сентября 2004 г.: в 2 ч.: Ч.1 /Под общей редакцией А.И. Барановского. – Омск: Издательство Прогресс Омского института предпринимательства и права, 2004. – 204., 0,4 п.л.
  3. Толкачева Л.В. Совершенствование управления производственными процессами автотранспортного предприятия. //Материалы международной научно-практической конференции Дорожно-транспортный комплекс, экономика, экология, строительство и архитектура, 21-23 мая 2003. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. – Книга 3. – 316 с., 0,2 п.л.
  4. Толкачева Л.В. Организация управленческого учета на автотранспортном предприятии. //Труды СибАДИ. – Омск: Издательство СибАДИ, 2001. – Вып.4. – Ч.5. Теоретические и прикладные методы экономического управления производственными факторами автотранспорта. – 188 с., 0,4 п.л.
  5. Толкачева Л.В. Адаптивное управление предприятием //Современные проблемы транспортного строительства, автомобилизации и высокоинтеллектуальные научно - педагогические технологии: Тезисы докладов на международной научной конференции, посвященной 70-летию образования СибАДИ.- Омск: Изд-во СибАДИ, 2000. – Т. 5. Естественно – научные, гуманитарные и социально-экономические проблемы развития современного общества. 98 с., 0,1 п.л.
  6. Толкачева Л.В., Мальцева Н.А. Управление затратами автотранспортного предприятия. //Труды СибАДИ. Вып.3, ч.1. – Омск: Издательство СибАДИ, 1999. – 220 с., 0,3 п.л.


  1. Толкачева Л.В Нормирование затрат на ТО и Р автомобилей. //Материалы международной научно-практической конференции Город и транспорт. В 2-х частях. Часть 1.Управление экономикой в условиях рынка /Под ред. А.Р. Нелепова; СибАДИ. – Омск, 1996. –164 с., 0,2 п.л.


Содержание раздела