Казначейские векселя


№ 27. Ст. 3193.

В качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ (одна из форм государственного внутреннего долга), на территории Российской Федерации были выпущены золотые сертификаты 1993 г. В соответствии с Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 г.,* золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов РФ (эмитент). Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя сертификата представляет собой разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридические и физические лица.

В целях продажи предусмотрено дробление сертификатов банками (не менее 100 г).
* СЗ РФ. 1997. №43. Ст.

4971, 8779.

Для осуществления операций по купле-продаже золотых сертификатов коммерческие банки обязаны были получить специальную лицензию Центрального банка РФ. Срок действия сертификата — один год.
Доход по сертификатам гарантировался Министерством финансов РФ на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США,* публикуемой в газете Файненшл таймс, плюс 3%. 15 сентября
1994 г. Минфином России и Роскомдрагметом был утвержден порядок выдачи золотых слитков владельцам золотых сертификатов выпуска 1993 г. при их погашении.**
* Лондонская межбанковская ставка предложений (ЛИБОР) — процентные тавки, по которым авторитетнейшие банки Лондона предоставляют кредиты в европейских валютах первоклассным банкам путем размещения у них депозитов, а также средняя ставка по этим банкам (рассчитывается как средняя арифметическая). См.: Финансовая газета. 1994. № 36, С. 23.
** См.: Экономика и жизнь. 1994. № 39; см. также: пост. Правительства РФ О погашении золотых сертификатов Министерства финансов Российской Федерации выпуска 1993 года от 27 сентября 1994 г. // СЗ РФ.

1997. № 43. Ст. 4984, 8805.


Казначейские векселя — еще один вид ценных бумаг, выпускаемых в обращение государством для покрытия бюджетных расходов. Это краткосрочные обязательства государства, выпускающиеся сроком на 3, 6 и 12 месяцев, обычно на предъявителя. Реализуются в основном среди кредитных банковских организаций по цене ниже номинальной (со скидкой), а выкупаются по полной нарицательной стоимости.

Таким образом, доход держателя казначейского векселя равен разнице между ценой погашения (номинальной) и продажной ценой.
В 1994 г. Министерство финансов РФ осуществило выпуск казначейских векселей на сумму 1100 млрд (неденоминированных) руб. Казначейские векселя 1994 г. выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Минфином России по согласованию с Центральным банком РФ. Срок казначейских векселей 1994 г. определен в один год с даты составления.

Владельцами казначейских векселей 1994 г. являются лишь юридические лица — резиденты РФ по российскому законодательству. Банк России выступает генеральным агентом и по обслуживанию казначейских векселей 1994 г.*
* Подробнее см.: пост. Правительства РФ от 14 апреля 1994г. О выпуске казначейских векселей 1994 г. Министерства финансов РФ //САПП.1994.№17.Ст.

1406.



В этом же году Министерство финансов РФ выпускает еще один вид ценных бумаг — казначейские обязательства. Казначейские обязательства выпущены на основании постановления Правительства РФ О выпуске казначейских обязательств от 9 августа 1994 г.* Выпускаются они сериями, в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями. Их владельцами могут выступать российские юридические и физические лица. По казначейским обязательствам должен был выплачиваться процентный доход.

В дальнейшем был разрешен обмен казначейских обязательств на казначейские налоговые освобождения. Оформление последних производят органы федерального казначейства.**
* СЗ РФ. 1994. №16. Ст.

1911.
** Подробнее см., например: Порядок проведения зачета по налогам и другим платежам в Федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 году // Российские вести. 1996. 19 июня.



В соответствии с постановлением Правительства РФ О государственных долговых товарных обязательствах от 16 апреля 1994 г.* Правительством РФ было принято решение о частичном погашении целевых беспроцентных займов 1990 г., условия и порядок выпуска которых был определен постановлением Совета Министров СССР О выпуске государственных целевых беспроцентных займов от 21 декабря 1989 г. В 1996 г. оно утратило силу в связи с принятием Федерального закона О государственных долговых товарных обязательствах от 1 июня 1995 г.** В соответствии с этим Законом внутренним государственным долгом РФ признаны государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков Урожай-90, обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции.
* САПП. 1994. № 17. Ст.

1419; СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 289.
** СЗРФ. 1995 №23 Ст.2171; 1996 №4 .ст.285.

В 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом от 27 июля 1998 г., а также в соответствии с Законом РФ О государственном внутреннем долге Российской Федерации и Федеральным законом О драгоценных металлах и драгоценных камнях было принято решение о выпуске в обращение государственных облигаций, погашаемых золотом (золотые сертификаты).
Названные долговые обязательства Российской Федерации (золотые сертификаты) являются именными беспроцентными облигациями, предоставляющими их владельцу право на получение в срок погашения 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертификат.
Эмитентом золотых сертификатов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ.
Эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Параметры выпуска (в том числе дата выпуска, номинальная стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дата погашения) определяются Минфином РФ. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат Минфина РФ.

Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами золотых сертификатов являются юридические и физические лица.
В связи с кризисом 1998 г. принят Федеральный закон О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики от 29 декабря 1998 г., где разработаны конкретные меры по новации государственного внутреннего долга, в частности владельцам ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., предоставлена возможность реинвестировать полученные от погашения денежные средства в государственные ценные бумаги. При этом для различных категорий инвесторов ГКО-ОФЗ прVцедура новации дифференцирована.
Так, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и органы государственной власти и местного самоуправления, являющиеся собственниками ГКО-ОФЗ, вправе 10% обязательств получить в денежной форме; 20% — обменять на ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и 70% — на ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Другие инвесторы, к которым относятся граждане и некоммерческие организации, вправе получить полную сумму погашения в деньгах в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций либо участвовать в новации на условиях последней категории инвесторов — тех, кто не относится к первым двум группам. Они вправе соответственно: 30% — получить в денежной форме; 20% — обменять на ОФЗ-ПД и 50% — на ОФЗ-ФД.
ОФЗ-ПД — это облигации с нулевым купонным доходом и сроком погашения 3 года, которые могут быть использованы для погашения задолженности перед федеральным бюджетом.
ОФЗ-ФД — облигации с 4—5-летним сроком обращения и с фиксированным
доходом (30, 25, 20, 15, 10% годовых, начиная с 19 августа 1998 г.).
Владельцы ГКО-ОФЗ, не пожелавшие участвовать в новации, будут получать по ним доход в установленные в них сроки путем зачисления средств на инвестиционные счета, режим которых будет определен законодателем дополнительно .*
__________________________
* СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1. См. также: ст. 95—97 Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год //СЗ РФ.

1999. № 9. Ст. 1093; Финансы. 1999. № 5. С. 24—27; Федеральный закон О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. // Российская газета. 1999.

21 июля.


4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела
Проблемы правового регулирования внутреннего государственного (муниципального) кредита тесно связаны с проблемами сберегательного дела в стране. Сбережения населения и счета юридических лиц всегда являлись важнейшими кредитными источниками государственных займов. В настоящее время они становятся также основными источниками муниципальных займов.



Содержание раздела