Что такое управление государственнымдолгом?


Вместе с тем с учетом того, что сберегательные вклады населения принимаются всеми банками*, на государственном уровне разработана целая система мер, способствующих повышению надежности сохранности населением и хозяйствующими субъектами своих денежных средств в различных кредитных учреждениях страны: 1. Все банки, в том числе и коммерческие, в обязательном порядке должны страховать вклады клиентов. Порядок и условия страхования вкладов определяет Банк России.
* См.: ст. 38 Федерального закона О банках и банковской деятельности.


2. Все банки на территории России в соответствии со ст. 23 Федерального закона О банках и банковской деятельности должны держать обязательные резервы в Банке России. Центральный банк РФ, руководствуясь ст.

61 и 71 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации, устанавливает норматив (минимальный размер) обязательных резервов, депонируемых (размещаемых) в Банке России на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и финансовых рисков.
Резервные требования устанавливаются Центральным банком РФ в целях повышения гарантии вкладчиков. В этих же целях Банк России устанавливает и другие экономические нормативы, в частности максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), максимальный размер крупных кредитных рисков, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, ограничения использования привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения, нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц, максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных Банком своим акционерам и т.д.
3. Банк России определяет и порядок формирования обязательных страховых фондов банков. Это осуществляется в целях возмещения возможных убытков вкладчиков и клиентов, возникших по вине коммерческих банков, а также на возможные потери этих банков по ссудам, для покрытия разнообразных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.
Закрепленное в законодательстве положение о том, что Банк России в качестве кредитных ресурсов по обеспечению государственных долговых обязательств может использовать депонируемые (хранящиеся) у него резервы других банков (в том числе и часть привлеченных им сбережений физических лиц и денежных счетов юридических лиц), свидетельствует о том, что кредитная реформа в Российской Федерации способствовала появлению новых финансовых правоотношений в области внутреннего государственного кредита и российского сберегательного дела.
Обращение части вкладов граждан и денежных средств юридических лиц в государственные займы может, теперь в соответствии с законодательством, осуществляться двумя путями.
Во-первых, непосредственным, когда сбережения вкладчиков заимствуются государством непосредственно у банка, который привлек их в виде вкладов и депозитов. В данном случае кредит государству может быть предоставлен по договору, условия и содержание которого оговариваются двумя сторонами — банком (в лице коммерческого банка или Сберегательного банка) и государством (в лице Правительства). Порядок заключения и исполнения договора регулируется гражданско-правовыми нормами.
Второй путь — опосредованный. Опосредованность в данном случае заключается в том, что кредит государству предоставляют

не сами банки из привлеченных вкладов и депозитов, а через посредника — Центральный банк РФ, в котором эти денежные средства выступают уже е как вклады клиентов, а как средства банков, депонируемые Банком России. Взаимоотношения между Центральным банком РФ, предоставляющим кредит, и государством в лице Правительства регулируются в данном случае нормами финансового права. Предоставление кредита Правительству, в отличие от дореформенного периода, когда Центральный банк (Госбанк) фактически безвозмездно изымал у Сбербанка привлеченные им во вклады денежные средства населения лишь на основании своих односторонних распоряжений, теперь обязательно оформляется специальным правовым актом, а само заимствование Банком России средств Сбербанка осуществляется исключительно на возмездной основе (с уплатой процента).




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте понятие кредита.
2. Сформулируйте понятие государственного и муниципального кредита в экономическом и правовом аспектах.
3. Каковы характерные признаки государственного и муниципального кредита как финансово-правового института?
4. В чем заключаются различия государственного и банковского кредита?
5. Чем обусловлена необходимость использования государственного (муниципального) кредита?


6. Какова взаимосвязь государственного кредита и государственного долга (если их рассматривать как причину и следствие)? Определите понятие государственного долга в материальном и юридическом аспектах.
7. Каковы формы государственного внутреннего долга, установленные законодательством?
8. Какие формы муниципального долга установлены на территории вашего муниципального образования?
9. Каков порядок оформления государственных и муниципальных займов?
10. Какие виды государственных займов существуют в РФ?
11. Какие виды казначейских обязательств выпускаются в РФ?
12. В каком случае Правительство РФ несет материальную ответственность по долговым обязательствам субъектов Федерации и местного самоуправления?
13. Что такое управление государственным (муниципальным) долгом?
14. Какие ограничения установлены законодательством по изменению сроков обращения государственных и муниципальных долговых обязательств? '

15. Как распределена компетенция в сфере государственного (муниципального) кредита между представительными и исполнительными органами?
16. Чем обусловлена особая роль Сберегательного банка РФ в российском сберегательном деле?
17. Обоснуйте взаимозависимость проблем сберегательного дела с проблемами правового регулирования государственного (муниципального) внутреннего долга.


4.2. Правовое регулирование организации страхового дела
4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида:
государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.*
Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
В русском языке понятие страхование всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного.** Например, В. Даль так объясняет значение слова страховать: отдавать кому-либо на страх, на ответ, ручательство, т.е. платить посрочно соста, за обезпеченье целости чего, с ответом на условную сумму.***
* Настоящая глава посвящена правовому регулированию страхования, связанного с чрезвычайными событиями. Подробнее о социальном страховании как системе отношений по государственному материальному обеспечению граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных установленных законом случаях, осуществляемом за счет средств общества и предприятий, а также частично за счет средств самих граждан, объединенных в различные фонды в см.гл.20 учебника.
** См. смысл слова страхование: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

С. 772.

*** Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. C.337.

В современном русском языке основной смысл понятия страхование сохранился. Страховать — означает предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях.*
* Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

С.772.


В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
Страхование предоставляет гарантиP восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства.



Содержание раздела