Использование государством части денежных вкладов физических и юридических лиц, хранящихся в кредитных учреждениях, длительное время рассматривалось в науке финансового права в качестве формы государственного кредита *. В настоящее время с учетом положений Закона РФ О государственном внутреннем долге Российской Федерации принято говорить о формах государственного долга (ст. 2 Закона) либо о формах долговых обязательств (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации от 10 мая 1995 г.** впервые предусматривается восстановление и обеспечение сохранности гарантированных сбережений путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
* Своеобразным подтверждением правильности названного теоретического положения финансово-правовой науки явилось принятие Федерального закона О восстановлении и защите сбережений граждан РФ от 10 мая 1995 г., где все гарантированные сбережения граждан отнесены к государственным и внутренним долговым обязательствам (ст. 2).
** СЗ РФ. 1995. № 20. Ст.
1765. О порядке проведения в 1999 г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ в Сбербанке РФ см.:
пост. Правительства РФ от 20 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 21. Ст.
2638.
В условиях дестабилизации экономики, наличия разрывов между доходами и расходами бюджета государства существенно усиливается взаимозависимость проблем государственных долговых обязательств и рационального использования денежных сбережений граждан и хозяйствующих субъектов в целях сбалансирования экономических процессов, преодоления кризиса финансов и оздоровления экономики, улучшения денежного обращения. Вложение денежных средств юридическими и физическими лицами в банковские кредитные организации в форме вкладов сокращает находящееся в обращении количество наличных денег, ускоряет их оборачиваемость, способствует укреплению внутренней валюты.
Кредитная реформа начала 90-х гг., направленная на реорганизацию государственных банковских структур в акционерные коммерческие банки, обусловила возникновение новых явлений в области сберегательного дела, его развитие и переход на более высокий уровень. Круг источников правового регулирования сберегательного дела в Российской Федерации пополнился новыми нормативными и индивидуально-правовыми актами. Основными среди них являются законы о Центральном банке, о банках и банковской деятельности.
Гражданский кодекс РФ (гл. 44 Банковский вклад), Устав Сберегательного банка Российской Федерации и др. Так, в Федеральном законе О банках и банковской деятельности правовому регулированию сберегательного дела посвящена отдельная глава (гл.
6).
Как и по ранее действующему законодательству, в соответствии с новым ГК РФ 1996 г. (ст. 843), договор банковского вклада (если иное не предусмотрено соглашением сторон) удостоверяется сберегательной книжкой. Она может быть как именной, так и на предъявителя. Причем последняя относится к ценным бумагам.
Сберегательная книжка должна содержать определенные реквизиты: наименование и место нахождения банка (либо его филиала), номер счета, сумму денежных средств, зачисленных, а также списанных со счета, и остаток средств на момент предъявления сберкнижки в банк. Выдача вклада осуществляется банком лишь при предъявлении вкладчиком сберегательной книжки.
В настоящее время право привлекать денежные средства во вклады имеют независимо от формы собственности все банковские кредитные организации, которые получили лицензию Центрального банка Российской Федерации и с момента регистрации которых прошло не менее двух лет. До перехода к рыночным отношениям, сберегательные операции в нашей стране фактически осуществлял лишь Сбербанк.
Однако, несмотря на расширение субъектов сберегательного дела, особая роль в этой сфере по-прежнему принадлежит Сберегательному банку Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в том числе и связанных с историей развития сберегательного дела в России.
Это обусловило начало нового этапа развития российского сберегательного дела.
В последнее время Сберегательный банк — крупнейший в банковской системе Российской Федерации. В Сберегательном банке РФ находится более 70% вкладов населения. Даже несмотря на финансовый и банковский кризис (17 августа 1998 г.), размер вкладов в этот банк, в отличие от иных коммерческих банков снизился незначительно. Так, если на 1 августа 1998 г. размер вкладов составлял 151 млрд руб., то на 1 февраля 1999 г. — 143 млрд руб.*
* См.: Аргументы и факты. 1999. № 15. С. 7; на 1 июня 1999 г. вклады Сбербанка достигли 178,1 млрд руб. //Российская газета. 1999.
1 июля.
Таким образом, придание Сберегательному банку РФ особого положения и роли в российском сберегательном деле обусловлено тем, что он является преемником традиций, приобретенных сберегательными кассами за более чем полуторавековую историю, и обладает значительными кредитными ресурсами. Особая роль Сбербанка в реализации отношений по государственному кредиту обусловлена и тем, что до настоящего времени* учредителем акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ является Центральный банк РФ. Это предопределяет более тесные связи
Сбербанка России с государством по сравнению с другими коммерческими банками, что проявляется в ряде взаимных прав и обязанностей.
* Статья 7 Федерального законаО Центральном банке Российской Федерации (Банке России), устанавливающая запрет на участие Банка России в капиталах иных кредитных организаций, в соответствии с последующими изменениями этого Закона не распространяется на участие Банка России в капиталах Сбербанка РФ // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст.
1147.
Так, государство, используя хранящиеся в Сберегательном банке временно свободные денежные средства юридических и физических лиц в качестве кредитных ресурсов для погашения своих долговых обязательств по внутреннему долгу, гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей, вверенных Сберегательному банку, и выдачу их по первому требованию вкладчиков. Государство заинтересовано в увеличении вкладов населения и юридических лиц именно в учреждениях Сберегательного банка РФ.
Не случайно поэтому вкладчики многих коммерческих банков в условиях российского кризиса банковской и финансовой системы 1998 г. предпочли перевести свои сбережения на счета Сбербанка.
Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход в виде процентов и в иной форме, предлагаемой банками. Вкладчики могут совершать и безналичные расчеты.
В целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц Сбербанком России разработана целая система мер. Так, законом гарантируется свобода вкладчиков в выборе банка для хранения своих сбережений и возможность иметь вклады одновременно в нескольких банках.
Одной из мер по привлечению вкладов в учреждения Сберегательного банка РФ является установление самых разнообразных видов вкладов. Виды вкладов как таковые установлены достаточно давно, однако размеры дохода по вкладам (процентная ставка) в связи с инфляционными процессами в стране постоянно пересматриваются Сберегательным банком РФ. В целях предоставления вкладчикам выбора для размещения своих временно свободных денежных средств были разработаны следующие виды вкладов: до востребования, срочные, условные, молодежные, пенсионные, срочные с дополнительно вносимыми взносами (накопительные), компенсационные и другие.
Рассмотрим условия некоторых из видов вкладов.
Вклады до востребования могут быть именными, т.е. с указанием определенного лица (гражданина) в сберегательной книжке, и на предъявителя. Вклад на предъявителя может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой