8. Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика. Все они входят как в число наиболее подверженных глубокой депрессии регионов, так и в разряд наиболее отсталых.
Сложившееся здесь социально-экономическое положение определяется возможностями государственного регулирования острейших межнациональных проблем.
Город Москва не включен ни в одну из классификационных групп, так как факторы, определяющие состояние и перспективы его социально-экономического развития, в основном уникальны, что требует их индивидуального рассмотрения.
Проведенная социально-экономическая типологизация субъектов РФ позволяет прийти к выводу о необходимости осуществления комплекса специальных мер государственного регулирования, направленных на активизацию внутренних источников экономического роста. При этом меры государственной поддержки в отношении отдельных групп регионов должны быть ориентированы на ограниченный временной период их использования и динамичность круга объектов их приложения.
Кроме того, существует классификация субъектов РФ по степени наполнения доходной части их бюджетов исходя из принятой налоговой политики. Различают в основном три категории субъектов РФ по характеру формирования доходной базы бюджетов:
• регины-доноры;
• регионы-реципиенты;
• кризисные регионы.
Третья классификация субъектов РФ используется при выделении трансфертов из федерального бюджета и учитывает главным образом факторы, непосредственно влияющие на доходы и расходы бюджетов субъектов РФ. Все субъекты делятся на три группы.
1. Регионы, полностью расположенные в районах Крайнего Севера, а также Ханты-Мансийский автономный округ, приравненный к этим районам и имеющий высокий душевой бюджетный доход, а также относительно высокие душевые бюджетные расходы.
2. Некоторые регионы, относящиеся к районам Крайнего Севера, но не имеющие комплекса перечисленных факторов, регионы с районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями. В эту группу также включены субъекты РФ, ранее относившиеся к указанным регионам.
3. Регионы, не вошедшие в первую и вторую группы.
34.11. Особенности бюджетов субъектов РФ
Рассмотрим особенности бюджетов субъектов РФ, относящихся к различным классификационным группам по формированию бюджетов.
1. Архангельская область относится ко второй классификационной группе. На 1997 г. областной бюджет по доходам был утвержден в сумме 1395,7 млрд. руб., по расходам — 1465,7 млрд. руб. и с предельным размером дефицита 70 млрд. руб.
Источниками покрытия дефицита областного бюджета были определены: выпуск простых расчетных векселей администрации области; ссуды из федерального бюджета, кредиты банков; доходы от выпуска областных налоговых обязательств.
На покрытие дефицита областного бюджета предусматривалось направить по каждому из источников покрытия не более 50% от общей суммы дефицита.
В областном бюджете консолидированы средства территориального дорожного фонда и экологического фонда.
Зачисление налогов в бюджет области предусматривалось по следующим ставкам:
• налог на прибыль предприятий и организаций — 22%;
• налог на прибыль предприятий и организаций, налог на прибыль бирж, брокерских контор, банков и иных кредитных организаций, страховщиков — 30%;
• налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет, а также от записи на них — 70%;
Доходы |
млн. руб. |
Налог на прибыль |
130358 |
Транспортный налог |
22021 |
Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц |
8007 |
Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, и услуги |
137821 |
Акцизы |
15015 |
Специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства |
964 |
Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлив и оптовую реализацию алкогольной продукции |
3142 |
Налог на имущество |
90307 |
Плата за недра |
25667 |
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
3815 |
Поступления сумм от централизации земельного налога |
11391 |
Поступления от приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
4319 |
Прочие неналоговые доходы |
165776 |
Возврат бюджетных ссуд |
84000 |
Поступления в областной фонд финансовой поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности |
207000 |
Финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ |
566022 |
Поступления в валютный фонд администрации области |
4050 |
Территориальный дорожный фонд |
511200 |
Экологический фонд |
6400 |
Расходы |
млн. руб. |
Государственное управление |
33924 |
Мобилизационные мощности |
3574 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
82944 |
Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса |
500 |
Промышленность, энергетика и строительство |
7338 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
76212 |
Охрана окружающей среды |
919 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
50631 |
Расходы на реализацию законов О ветеранах и О социальной защте инвалидов в РФ |
28610 |
Областной фонд развития и поддержки малого предпринимательства |
1000 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
33371 |
Мобилизационная подготовка и гражданская оборона |
2308 |
Образование |
63875 |
Культура и искусство |
28567 |
Средства массовой информации |
4546 |
Здравоохранение |
249333 |
Физическая культура и спорт |
1000 |
Социальная политика |
360472 |
Обслуживание государственного долга |
50345 |
В том числе: Долг территориального отделения фонда обязательного медицинского страхования |
27000 |
Прочие расходы |
324766 |
В том числе: Целевой бюджетный фонд финансовой поддержки регионов |
79116 |
Областной фонд финансовой поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности |
175000 |
Финансовая помощь бюджетам городов и районов на реализацию федеральных законов О ветеранах и О социальной поддержке инвалидов в РФ |
54000 |
Расходы валютного фонда |
4050 |
Итого бюджет текущих расходов |
1378675 |
Промышленность, энергетика и строительство |
82000 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
5000 |
Итого бюджет развития |
87000 |
Всего по бюджету |
1465675 |
Кроме того, расходы целевых бюджетных фондов Из них: Территориальный дорожный фонд |
591600 |
Экологический фонд |
6400 |
В соответствии с законом об областном бюджете целевой бюджетный фонд финансовой поддержки регионов формируется за счет 16,286% от фактических поступлений финансовой помощи из федерального бюджета, за исключением сумм, направляемых бюджетам городов и районов в виде финансовой помощи.
В целях обеспечения защиты интересов областного бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов администрация области в случаях нарушения отдельными регионами области установленного порядка зачисления налогов и других доходов и областной бюджет применяет к ним следующие санкции: приостанавливает финансирование из областного бюджета областных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих районов и городов области, а также передачу средств по взаимным расчетам, трансфертам, бюджетным ссудам и кредитам; регулирует с учетом объемов незаконно оставляемых в бюджетах районов и городов налогов и других доходов областного бюджета размеры предоставляемых им кредитных ресурсов, взаимных расчетов, трансфертов, дотаций и компенсаций.
К защищенным статьям текущих расходов областного бюджета отнесены: заработная плата с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды, компенсационные выплаты семьям с детьми, питание, медикаменты, стипендии учащимся средних специальных учебных заведений.
При снижении поступлений доходов в областной бюджет в сравнении с утвержденными законом размерами более чем на 10% и при обоснованном прогнозе их дальнейшего снижения администрация области принимает решение о введении секвестра на утвержденные бюджетные расходы, определяет размер секвестра, а также период времени, на который он вводится, и уведомляет об этом областное собрание депутатов. По защищенным статьям расходов ассигнования при секвестре не сокращаются. Сокращение ассигнований по незащищенным статьям расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, статей и видов расходов.