К защищенным статьям текущих расходов, подлежащим приоритетному финансированию, относятся: оплата труда и начисления на нее; оплата санитарных транспортных услуг; бесплатные детские молочные смеси; бесплатное зубопротезирование; приобретение медикаментов и перевязочных средств; стипендии; приобретение продуктов и их доставка; выплата пенсий и пособий; другие социальные выплаты населению.
В расходной части бюджета города особое место занимает бюджет развития. Его размер установлен в сумме 10182,8 млрд. руб. Бюджет текущих расходов составлял 34164,6 млрд. руб.
Все субвенции, поступающие из федерального бюджета на выполнение столичных функций, направляются на финансирование капитальных вложений.
В связи со сложным финансовым положением предприятий возникает необходимость предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. В части, зачисляемой в бюджет города, взимается плата в виде процентов за пользование бюджетными средствами в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Такой порядок применяется по отношению к предприятиям, неплатежеспособность которых связана с недофинансированием из бюджета города только в части сумм, превышающих фактический объем недофинансирования из бюджета города.
В бюджете города предусмотрен целевой фонд финансирования строительства муниципального (бесплатного) жилья за счет поступлений из внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда.
Правительству Москвы предоставлено право погашать кредиторскую задолженность и задолженность по налоговым платежам, образовавшиеся на 1 января 1997 г., путем взаимозачетов в пределах общего объема недофинансирования, сложившегося по результатам исполнения бюджета 1996 г.
6. Другим примером региона-донора служит Самарская область. Областной бюджет на 1997 г. по расходам был утвержден в сумме 4521,1 млрд. руб. и по доходам — в сумме 3850,4 млрд. руб. Предельный размер дефицита областного бюджета определен в сумме 670,7 млрд. руб., или 14,8% от расходов областного бюджета.
Поступления доходов по основным источникам предусмотрены в следующих суммах (млрд. руб.):
Налоговые доходы |
3338,2 |
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала |
1487,6 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы |
735,3 |
В том числе: |
|
Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), производимым на территории РФ |
567,6 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
167,8 |
Налоги на имущество |
785,7 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
253,2 |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
76,4 |
Неналоговые доходы |
512,2 |
Прочие неналоговые доходы |
449,9 |
В с е г о доходов |
3850,4 |
Функциональная структура расходов областного бюджета утверждена в следующих суммах (млрд. руб.):
Государственное управление |
118,9 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
11,6 |
Промышленность, энергетика и строительство |
45,4 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
403,0 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов |
70,1 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
32,8 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
7,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
21,6 |
Образование |
341,9 |
Культура и искусство |
72,5 |
Средства массовой информации |
16,8 |
Здравоохранение |
422,0 |
Физическая культура и спорт |
66,0 |
Социальная политика |
1063,5 |
Прочие расходы |
410,9 |
Капитальные вложения |
539,4 |
В с е г о расходов |
4521,4 |
Превышение расходов над доходами (дефицит) |
671,0 |
Итак, особенности финансов субъектов РФ свидетельствуют о том, что в рамках федеративного устройства государства они имеют единую законодательную базу и к ним применяются единые инструменты государственного регулирования. В то же время в рамках финансов каждого субъекта РФ имеются специфические черты и особенности, характер которых вытекает из законодательных актов субъектов РФ и применяемых инструментов регионального регулирования. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и социальных внебюджетных фондов.