К моменту завершения массовой (ваучерной) приватизации (1994 г.) акционерная собственность российских промышленных предприятий рассматривалась как распыленная и преимущественно инсайдерская. В силу этого для периода денежной приватизации была типичной ситуация менеджерского контроля, когда менеджеры не обязательно юридически владели контрольным пакетом, а для осуществления контроля достаточно было получить доступ к реальному управлению. В целом для денежной приватизации были характерны следующие особенности:
В процессе борьбы менеджеров и аутсайдеров за контроль использовались различные инструменты и методы. Так, например, даже для узкого круга крупнейших российских нефтегазовых компаний первоначальная стратегия отсечения чужих акционеров была различной. У НК «ЛУКойл» максимальное распыление выпущенных акций и последующая скупка через дочерние и дружественные компании; у РАО «Газпром» установление жестких административных лимитов для аутсайдеров и организация двойного рынка (внутреннего и зарубежного) своих акций; у НК «Сургутнефтегаз» использование собственного пенсионного фонда для самовыкупа акций и размывание доли аутсайдеров через новые эмиссии; у НК «ЮКОС» «дружественное» поглощение банком и легализованное размывание государственной доли с использованием схем реструктуризации задолженности федеральному бюджету.
Специфика проведения реформ в России определила последовательность смещения приоритетов, обусловила эволюцию организационных форм корпоративных образований:
На начальном этапе реструктуризации хозяйственного комплекса России и вплоть до 1997 г. многими корпоративными образованиями (особенно в топливно-энергетическом секторе) активно использовалась практика создания совместных предприятий с западными компаниями, что способствовало реконструкции производства и восстановлению нарушенных связей, позволяло получить доступ к дополнительным активам. Однако по мере роста открытости национальной экономики значительно обострилась проблема защиты и укрепления позиций российских компаний на внутреннем рынке. В результате СП постепенно утратили для российских корпоративных образований прежнюю привлекательность.
Во многом потере интереса к СП со стороны крупных российских предприятий способствовало появление новых условий, механизмов международного производственного и инвестиционного сотрудничества (соглашения о разделе продукции, появление свободных экономических зон).
5.4 Завершение передела собственности (19961998 гг.)
Для периода 19961998 гг. была характерна специфическая фаза постприватизационного перераспределения завершение передела собственности. Некоторые из сформировавшихся корпоративных образований легко достигли договоренности с основными центрами влияния, для них консолидация контроля носила безболезненный характер. Для других предприятий финальная стадия консолидации затянулась в силу продолжавшегося противоборства заинтересованных сторон (федеральные и региональные власти, естественные монополии, крупнейшие банки и промышленные предприятия).
Целый ряд крупнейших сделок этого периода сопровождался громкими скандалами («Связьинвест», «Норильский никель», «Сиданко», «Сибнефть», «ЮКОС» и ряд других нефтяных компаний). Последующее ослабление роли государства на фоне усиления позиций новых собственников оказало позитивное влияние на формирование институциональных основ деятельности корпоративных образований в России.
Период экономического роста после 1998 г. выявил особую экономико-политическую значимость крупного бизнеса в регионах. Возрастающая роль транснационального сектора в мировой экономике стимулировала первые попытки создания российских межотраслевых корпоративных объединений, способных успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках. В числе первых международных корпоративных образований, появившихся еще в советские времена, следует выделить: «Аэрофлот»; государственный концерн «Нафта» (бывший «Союзнефтеэкспорт») с дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии и других странах; «Ингосстрах» с дочерними и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и странах СНГ. Примечателен пример создания интегрированного корпоративного образования в металлургическом комплексе ТНК «Сибирский алюминий», организованный путем объединения металлургических заводов, финансовых институтов России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
По примеру иностранных автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы ГАЗ, ВАЗ обретали черты ТНК, создавая сборочные предприятия за рубежом.
Формирование транснациональных и международных российских ФПГ проходило посредством слияний, поглощений в два этапа: на первом создание мощной национальной корпорации, на втором проработка вопросов ее расширения за счет включения предприятий и финансово-кредитных структур других государств. В рамках создаваемых ФПГ выделялись направления: финансовое, промышленное, медиа.
Проявившаяся после августовского кризиса несостоятельность российских ФПГ повысила инвестиционную привлекательность других отраслей экономики России, вызвав новое перераспределение прав собственности. Смещение приоритетов произошло в сторону индустриального сектора. В первую очередь это касалось новых корпоративных образований («start-up companies»), обладающих современной технологией, высокопрофессиональным менеджментом, большим уровнем прозрачности и лояльности по отношению к инвесторам и акционерам.
5.5 Роль некоммерческих корпоративных объединений в России
В результате акционирования собственности и смены модели государственного регулирования на модель саморегулирования предпринимательской деятельности предприятия столкнулись с проблемой поиска новых форм организованного и более эффективного продвижения своих интересов. В сложившихся условиях некоммерческие отраслевые объединения, ассоциации, союзы представлялись наиболее перспективными структурами, способными оказывать практическую помощь в развитии частного корпоративного бизнеса. В системе объединений товаропроизводителей в России особое место отводилось торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) демократичной организации, опиравшейся на региональные отраслевые некоммерческие структуры.
Сейчас ТПП имеет мощную региональную и зарубежную сеть, объединяет более ста союзов, ассоциаций и двадцать два комитета различных направлений деятельности.
В числе первых и наиболее значимых координирующих организаций следует выделить Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Для содействия и координации деятельности различных отраслевых ассоциаций был создан Российский союз товаропроизводителей (РСТ), однако отсутствие четкой программы работ и необходимых кадров привело к тому, что РСТ быстро исчерпал ресурс доверия, начал вырождаться, превратился в структуру, не имеющую должного веса ни в промышленности, ни во власти.
В 2003 г. был учрежден Национальный совет по корпоративному управлению (НСКУ) как общественный совещательный форум руководителей крупнейших российских компаний эмитентов, инвестиционных компаний, федеральных органов власти, профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации.