Модели корпоративного управления


Составлением корпоративных рейтингов занимаются не только международные рейтинговые агентства, но и другие, не менее авторитетные организации, например: Международный институт развития менеджмента (IMD6), Всемирный экономический форум7, Международная финансовая корпорация (МФК). Оценка МФК позволяет рассчитывать на поддержку в развитии частного бизнеса со стороны Всемирного банка, служит не только отправной точкой привлечения заграничных капиталов, но и свидетельствует о признании иностранцами определенных успехов в развитии рыночной экономики страны. Помимо обозначенных, существует множество других, специализированных организаций, профессионально занимающихся подготовкой национальных корпоративных рейтингов.

Группа компаний «Brunswick UBS Warburg», созданная на основе одного из ведущих инвестиционных банков, ведет свою деятельность на российском рынке с 1993 г. Помимо лидерства в брокерских операциях и управлении активами, «Brunswick UBS Warburg» предоставляет консультационные услуги корпоративным клиентам; компания исследует риски, связанные с уровнем корпоративного управления в российских АО и разрабатывает свои рейтинги корпоративного управления 8. Пользуется авторитетом оценка российского Института корпоративного управления и права, занимающегося подготовкой и ежеквартальной публикацией собственного индекса корпоративного управления дистанционного CORE-рейтинга 9. В целях постоянного мониторинга и исследования корпоративной среды, разработки и внедрения национальных стандартов корпоративного управления в России в 2001 г. было образовано некоммерческое партнерство крупнейших российских корпораций Российский Институт Директоров (РИД)10. РИД ведущий экспертно-ресурсный центр в области корпоративного управления, проводит ежегодные фундаментальные и прикладные исследования, участвует в законопроектной деятельности, осуществляет консультирование и разработку внутренних документов корпоративного управления, а также подготовку кадров для корпораций лидеров российского бизнеса. С марта 2003 г. РИД является рабочим органом Национального совета по корпоративному управлению, участвует в реализации комплексной программы «Совершенствование корпоративного управления в России» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Консорциум РИД совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА» раз в полугодие публикует Национальный рейтинг корпоративного управления «РИД-Эксперт РА» 11. Помимо крупных специализированных организаций во многих странах, национальные деловые издания проводят собственные исследования и регулярно публикуют списки крупнейших корпораций. Журнал деловых кругов «Business week» ежегодно публикует список 1000 крупнейших корпораций мира 12, «Euromoney» публикует ежегодный дистанционный рэнкинг компаний Восточной Европы, Северной Америки, развивающихся рынков по интегральному показателю корпоративного управления 13, газета «Financial Times» несколько лет подряд делает обозрение ведущих компаний мира («FT 500»), а отечественный журнал «Эксперт» публикует список двухсот крупнейших компаний («Эксперт 200»).

В рамках последних двух рейтингов компании оцениваются по размеру рыночной капитализации. Однако по причине низкой стоимости и высокой волатильности (изменения цены) акции большинства российских корпораций эмитентов не обращаются на рынке ценных бумаг, не имеют рыночных котировок и показателей капитализации, поэтому в рамках отдельных регионов и муниципальных образований возможно построение рейтингов и без учета показателя капитализации (например, рейтинг «Сибирь 100»14). Сравнительный анализ основных корпоративных рейтингов, используемых при оценке деятельности российских корпоративных образований, приведен в таблице 2 приложения К.
6.4 Проблемы и перспективы развития российского корпоративного сектора
Несмотря на определенную позитивную динамику развития корпоративного сектора в России до сих пор остается целый ряд нерешенных проблем, сдерживающих предпринимательскую деятельность в стране, мешающих активизации инвестиционной активности и динамичному развитию отечественных корпоративных образований:


  • слабость институциональной структуры корпоративного сектора: административные барьеры и бюрократия; неопределенность политики государства; отсутствие четкой концепции создания системы управления корпоративным звеном, адекватной рыночному механизму и особенностям российской экономики; дисбаланс интересов и структуры собственности участников корпоративного сектора;
  • неопределенность и несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию деятельности корпоративных образований: правовое регулирование носит поверхностный, усеченно-фрагментарный характер; не полностью проработаны методы согласования работы промышленных комплексов с федеральными и муниципальными административно-хозяйственными ведомствами; не установлены границы экономической самостоятельности корпоративных образований; отсутствуют четкие правовые механизмы защиты прав собственности; не разработаны правовые основы информационного обслуживания корпоративных образований. В России на настоящий момент отсутствуют стандарты и правила формирования крупных диверсифицированных корпоративных образований, предпринимательских союзов (холдингов, концернов), до сих пор не определен их юридический статус, права и функции органов управления. Учредители предпринимательских сообществ часто спонтанно и необдуманно относятся к выбору организационно-правовой формы корпоративной деятельности;
  • несовершенство налоговой базы: нестабильность и тяжесть налогообложения стимулируют практику уклонения от налогов;
  • неэффективная система тарифного регулирования и таможенного администрирования: отсутствие защиты отечественных производителей от экспансии «организованных» импортеров, челночного импорта, демпинга, контрабанды и пр.;
  • угроза монополизации рынка: значительное могущество в корпоративном секторе ограниченного числа олигархических промышленных, финансово-промышленных групп монополистов; особую опасность представляет угроза захвата иностранными компаниями ряда сфер национальной экономики;
  • зависимость российской экономики от нефтегазовой и других сырьевых отраслей, остающихся главной движущей силой экономического роста;
  • стагнация производства в условиях ограниченной конкурентоспособности отечественной промышленности и отсутствия серьезной конкуренции на российском рынке: устаревшее оборудование; стабильно низкие производственно-технологические характеристики российской промышленности; снижение производительности труда на фоне увеличения доли сырьевой экспортной составляющей. Многие важные сегменты внутреннего российского рынка уже потеряны российской промышленностью, причем, их число постоянно растет;
  • тяжелая ситуация в фискальной и денежной сферах: недостаточная капитализация и высокий риск ликвидности в корпоративном секторе; зависимость коммерческих банков от олигархических корпоративных образований; проблема субсидирования и кредитования убыточных предприятий; стабильно низкая эффективность капиталовложений из-за несовершенства системы управления

инвестициями;

  • низкое качество корпоративного управления: отсутствие национальной деловой культуры, корпоративной этики, социальной ответственности; коррумпированность и борьба за корпоративный контроль различных участников корпоративных отношений; низкая квалификация управленческих кадров.

Наличие указанных проблем существенно осложняет развитие корпоративного сектора в России. В условиях усиления конкуренции, особенно со стороны зарубежных компаний, реорганизация сложившейся системы формирования и организации деятельности корпоративных образований в России является необходимым условием осуществления перехода от выживания к полноценному развитию. Создание крупных, промышленных корпоративных образований, ориентированных в своей деятельности на внешний рынок, представляется не только экономически, но и политически важной задачей улучшения структуры российского производства, развития технологической базы и совершенствования системы корпоративного управления. Переход крупнейших российских компаний в статус международных создаст принципиально новую экономическую, юридическую и имиджевую атмосферу, которая поможет повысить уровень доверия и инвестиционную привлекательность российских корпоративных образований.

Налаживание глобальных международных корпоративных связей послужит каналом поступления знаний, технологий и практического опыта в местную экономику.



Основные понятия
Кодекс корпоративного поведения
Система корпоративного управления
Функциональные и обеспечивающие подсистемы корпоративного управления
Модели корпоративного управления
Корпоративные рейтинги

Контрольные вопросы и задания
1. В чем, на Ваш взгляд, причина невостребованности Кодекса корпоративного поведения в России?
2. Перечислите уровни системы корпоративного управления в России.
3. Охарактеризуйте общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России.
4. Назовите основные модели корпоративного управления характерные для России?



Содержание раздела