Рисунок Д.1 Треугольник корпоративного управления в англо-американской модели
Рисунок Д.2 Система взаимоотношений в японских корпорациях
Приложение Ж
Таблица Ж. 1 Становление корпоративного сектора в России
Период |
Характеристика |
до 1987 г. |
Система многоукладной социалистической экономики: - административно-командные методы централизованного управления перестают соответствовать требованиям макроэкономической ситуации; - отстранение работников среднего и нижнего уровня от реального участия в управлении предприятиями побуждает их попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве; - отсутствие четкой законодательной базы и практических знаний по экономике приводит многих из них к краху иллюзий быстрого обогащения; - корпоративность как система управления производством больше отождествляется с клановостью партийно-номенклатурной элиты (все ключевые посты на предприятиях распределяются не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям); - отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих; - неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих; - остатки тоталитарного мировоззрения, нежелание обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и бывшего социалистического лагеря |
19881991 гг. |
Годы систематических реформ (распад монополизированной и централизованной системы хозяйствования, ликвидация отраслевой структуры экономики): - поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побуждают директорат к поэтапному подчинению группам работников, разделявшим их позицию; - помимо промышленного, возникает и развивается финансовый капитал (банковский и страховой сектор), появляются источники и первые инструменты накопления капитала; - нарушение технологических связей между предприятиями в результате распада СССР; - сокращение государственных заказов; - избыточный налоговый пресс; - рост транзакционных издержек. Все это привело к появлению первых интегрированных корпораций (холдингов), сконцентрировавших производственные мощности от добычи сырья до производства продукции глубокого передела (преобладание в отраслях энергетики, металлургии). Закладываются основы корпоративности, приобретающей оттенок лояльности власти. Однако предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей «делиться властью» |
19921994 гг. |
Переходный период (старт крупномасштабных реформ) и реорганизация промышленности в результате ваучерной приватизации: - галопирующая инфляция на фоне сокращение субсидирования корпоративного сектора; - условное существование двух секторов экономики: коммерческие фирмы, приватизированные и неприватизированные государственные предприятия; - усиление озабоченности руководителей корпораций о прибыльности деятельности; - возрастающее осознание самостоятельности; - значительное увеличение числа создаваемых вертикально-интегрированных холдингов. Создаваемые АО с «натяжкой» можно было относить к корпорациям в силу: - неразработанности акционерного права, недооцененности имущества; - неподготовленности персонала предприятий непрофессионализма менеджеров; - традиционализма методов корпоративного управления; - отчужденности населения от активных процессов участия в управлении собственностью. Указанные черты вели к дальнейшему развалу и банкротству предприятий, сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики. В этот период усиливается внимание к корпоративному управлению: - активное взаимопроникновение западных и российских корпораций подталкивают российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления; - усиление роли, значения и влияния качественного зарубежного опыта в новых сферах: на финансовом и фондовом рынках, в маркетинге, менеджменте; - начинает складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации: банковский сектор, нефтегазовые предприятия |
19951998 гг. |
Денежная приватизация на фоне нарушения прав акционеров и в условиях борьбы за контроль над предприятиями: - формирование и бурное развитие фондового рынка; - формирование общей корпоративной культуры, постепенный переход к цивилизованному управлению (уточнение законодательства о приватизации, принятие ряда законов «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», Гражданского кодекса РФ); - формирование рыночной инфраструктуры (появление инвестиционных корпораций и фондов, депозитариев и регистраторов, паевых инвестиционных фондов, страховых, аудиторских и консалтинговых корпорации, пенсионных фондов и др.); - появление смешанного сектора экономики (приватизация холдингов, объединение предприятий, создание торгово-финансово-промышленных объединений, конгломератов ФПГ); - повышение активности крупных зарубежных корпораций (открытие на территории России филиалов, представительств, создание СП); - проблема привлечения инвестиций перемещается с федерального центра в регионы |
август 1998 2000 гг. |
Финансовый кризис, общий недостаток финансовых ресурсов: - внешний и внутренний дефолт; - тотальное бегство капитала из России; - коррупция и беспредел теневого капитала; - масштабный процесс усиления роли федерального центра и региональных властей; - напряженность на валютном рынке наряду с полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делают региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода; - формирование корпоративных альянсов, организационно-правовая трансформация интегрированных структур (увеличение числа слияний, рост концентрации собственности, консолидация в рамках интегрированной группы и между холдингами); - проблема совершенствования старых механизмов использования финансовых инструментов и поиска новых; - слабая подготовленность российских менеджеров (особенно высшего эшелона управления) к выбору стратегии развития, привлечению капиталов, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. В числе важных тенденций становления и формирования цивилизованных корпоративных отношений необходимо отметить демократизацию позиции высшего менеджмента корпораций. Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему эффективных корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации |
2000 г. по наст. время |
- девальвация рубля; - оживление промышленного производства (сырьевой и инфраструктурный сектор); - рост мировых цен на энергоносители; - реформы системы налогообложения; - нормализация, стабилизация политической ситуации и усиление вертикали власти; - возрождение интереса к рынку корпоративных облигаций; - определенный рост реинвестирования капиталов |
Приложение И
Таблица И. 1 Модели корпоративного управления, используемые в России
Модель |
Характеристика |
Преимущества |
Недостатки |
Модель индивидуального управления с единоличным владением |
Модель формируется на базе сложившихся связей собственника (выходца из прежнего руководства предприятия) с органами власти регионального и муниципального уровней, что помогает сконцентрировать собственность в одних руках. По особенностям управления и функционирования модель тяготеет к малому и среднему бизнесу. Структура контроля схожа с ЗАО, ООО, ИЧП |
- наличие собственника, заинтересованного в эффективной работе предприятия; - ориентация управления на финансово-экономические результаты; - гибкость и быстрота реакции на изменение условий |
- закрытость от внешних инвесторов и источников финансирования ограничивает возможности развития; - в долгосрочной перспективе усиливаются риски плохого качества управления |
Модель коллективного управления с концентрированным владением |
Модель формируется на основе кооперативного сотрудничества менеджеров, определяется влиянием факторов размера и секторальной принадлежности. Используется относительно небольшими корпорациями в наиболее благополучных отраслях экономики |
- заинтересованность высшего менеджмента в эффективном функционировании корпорации |
- в краткосрочном периоде существуют риски конфликта внутри команды менеджеров, вероятность нарушения коалиции интересов; - барьеры для замены менеджера собственника при неудовлетворительном качестве его работы; - трудности формирования единой управленческой команды в сочетании собственников и несобственников предприятия, мотивации последних |
Модель централизованного управления с концентрированным владением |
Модель основывается на лидирующем положении и роли внешнего собственника, контролирующего предприятие. Встречается на предприятиях разных размеров в благополучных секторах экономики |
- заинтересованность высшего менеджмента в эффективном функционировании корпорации; - появление возможностей для развития корпорации (привнесение внешним собственником новых технологий, приобретение новых навыков управления) |
- в краткосрочной перспективе возможны издержки, связанные с некомпетентным управлением; - зависимость предприятия от интересов собственника (для институциональных инвесторов недостаток контроля деятельности АО) |
Модель децентрализованного управления с распыленным владением |
Модель складывается на крупных и очень крупных предприятиях, находящихся в неблагоприятных секторах экономики. Разновидности: - однополюсная (один весомый инвестор менеджмент); - многополюсная (несколько инвесторов не аффилированных между собой) |
- появление возможностей для стабилизации деятельности корпорации |
- бесконтрольность менеджмента, неуверенность в будущем, нежелание увеличить свое присутствие в собственности; - деятельность менеджмента ограничена отношениями с органами власти |