Некоммерческие корпоративные объединения


В 2004 г. организационная основа НСКУ изменилась на некоммерческое партнерство, учредителями которого стали ТПП РФ, РСПП, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Ассоциация российских банков, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». В задачи нового органа входят: анализ системы корпоративного управления в России; совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики; формирование рейтинга корпоративного управления; принятие кодекса корпоративного управления и внедрение профессионально-этических стандартов корпоративного управления в практику деятельности российских компаний в процессе повышения репутации и инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Несмотря на то что сегодня некоммерческие, ассоциативные объединения товаропроизводителей существуют практически во всех секторах отечественной экономики, отраслях и подотраслях промышленности (например, Международный союз металлургов и подотраслевой Фонд развития трубной промышленности; наряду с Российским союзом машиностроителей Союз производителей оборудования для агропромышленного комплекса, Союз производителей нефтегазового оборудования, Российская ассоциация станкостроителей и иные некоммерческие организации), увеличение числа промышленных союзов пока не сказалось на росте их влияния в экономике. Основным дестимулирующим фактором является отсутствие законодательной базы взаимодействия объединений предпринимателей с органами государственной власти, гарантирующей их участие в принятии стратегических решений на фоне неумения и нежелания властных структур и самих предприятий взаимодействовать с такими объединениями.

5.6 Интеграция и транснационализация российского промышленного корпоративного сектора
Слияния крупных корпоративных образований (дружественные сделки) пока не стали заметным явлением в России и используются чаще лишь в качестве антикризисного механизма (например, переход на единую акцию в нефтяной компании «ЛУКойл» в результате слияния дочерних компаний и самого холдинга в единую финансово-экономическую структуру [32, c 1720]). Практика враждебных поглощений также не получила широкого распространения в современной России, несмотря на определенный опыт середины 90-х гг. [63].
Процесс транснационализации российского корпоративного сектора пока находится в самом начале. Некоторая активность наблюдается в рамках СНГ, (например, известны такие ТНК, как «Белорусско-Российско-Украинская Ассамблея деловых людей», межгосударственная ФПГ «Гранит» и др.). Деятельность иностранных корпораций в России отличает крайняя неравномерность географического размещения; основное их количество сосредоточено в метрополиях Москва, Санкт-Петербург, сравнительно небольшое число в промышленно развитых областях Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортоориентированной добывающей промышленности Тюменской, Магаданской областях. Основной интерес иностранных инвесторов сосредоточен преимущественно в сырьевых секторах российской экономики (проекты топливно-энергетического комплекса), частично в сфере пищевой промышленности.

Очень мало инвестиций получают предприятия сельского хозяйства, базовых отраслей промышленности, наукоемких отраслей и сферы услуг. В большинстве случаев иностранные компании ориентированы лишь присвоением прибыли от совместных проектов, а не развитием российской промышленности. Крупные зарубежные корпорации жестко конкурируют с отечественными производителями, постепенно захватывают один за другим сегменты внутреннего рынка. С середины 90-х гг. международные компании практически монополизировали рынок электроники, вычислительной, телекоммуникационной и сложной бытовой техники.

Среди новых ТНК в России все более заметно выступают выходцы из Индии, Бразилии, Китая.

    1. Специфика функционирования российских корпоративных

    образований на современном этапе

    • разрыв между формальными корпоративными образованиями (кодифицировано закрепленные организационно-правовые формы хозяйственных обществ ОАО, ЗАО, ООО, реже ОДО) и реальными, неформальными (холдинги, группы, концерны, консорциумы и пр.);
    • наиболее популярная организационно-правовая форма российских корпоративных образований открытое акционерное общество (ОАО) холдингового типа (часто дочерние и зависимые предприятия де-юре являются открытыми, а де-факто закрытыми акционерными обществами), для корпоративных образований с участием иностранного капитала ЗАО;
    • преобладание сырьевой направленности деятельности (основным элементом системы корпоративных отношений являются природные ресурсы);
    • традиционная склонность к формированию крупных корпоративных образований, ядро которых представлено совокупностью предприятий, расположенных на разных стадиях одного производственного цикла;
    • в состав корпоративного образования постепенно включаются вспомогательные и обслуживающие производства, обеспечивающие развитие отраслей специализации;
    • управление производством и денежными потоками осуществляется одной, более влиятельной материнской компанией;
    • высокая концентрация собственности сопровождается сильной распыленностью оставшейся ее части [20, c. 3947];
    • акценты в управлении корпоративными образованиями смещаются от производственного контроля к финансовому управлению;
    • трудности уравновешивания интересов в условиях традиционной шестиполюсной конфигурации системы корпоративной организации в России (руководитель, администрация, работники как физические и юридические лица, трудовой коллектив, акционеры как физические и юридические лица, собрание акционеров как руководящий орган) снижают эффективность традиционных методов корпоративного управления [24];


    • в руководстве корпоративными образованиями наблюдаются чрезмерные полномочия высшего руководства в удовлетворении своих интересов при непропорционально низкой ответственности и пренебрежении интересами акционеров.
    <

    p>
    Основные понятия
    Приватизация: массовая (ваучерная), денежная
    Корпоратизация
    Акционеры
    Инсайдеры
    Некоммерческие корпоративные объединения

    Контрольные вопросы и задания
    1. Назовите основные характерные черты и результаты проведения ваучерной и денежной приватизации.
    2. Какие причины (мотивы, стимулы), по Вашему мнению, определяли вертикальную интеграцию предприятий в России в период массовой (ваучерной) приватизации?
    3. Какие некоммерческие корпоративные объединения в России Вам известны? В чем задачи их функционирования? Каковы результаты деятельности?
    4. В каких отраслях российской экономики, на Ваш взгляд, возможно создание эффективных ТНК, способных на равных конкурировать на мировом рынке? Обоснуйте.

    Глава 6 корпоративное управление в России: состояние, проблемы, перспективы 6.1 Формирование и трансформация системы корпоративного управления в России
    Несмотря на существенные перемены, постприватизационные преобразования не привели к формированию адекватной корпоративной среды, не сопровождались созданием необходимых обеспечивающих подсистем и выработкой соответствующих механизмов корпоративного управления. Сложившаяся в 90-х гг. система корпоративного управления, представляла механическую смесь советского опыта управления и отдельных фрагментов зарубежного корпоративного менеджмента и была сориентирована на единственную цель выживание.
    Появление федерального закона «Об акционерных обществах» и ряда других нормативно-правовых документов заложило основу формирования некоторых механизмов защиты прав акционеров, инвесторов, ответственности менеджеров [6]. После финансового кризиса 1998 г. проблема внедрения современных принципов корпоративного управления на отечественных предприятиях встала особо остро. Именно тогда возросла роль качественного управления корпоративными образованиями и значимость квалифицированных менеджеров, способных адаптироваться к рыночным реалиям, вырабатывать и проводить эффективную корпоративную стратегию.

    Особое внимание привлекали вопросы организации деятельности органов государственной власти в сфере корпоративного управления, оказания консультационных услуг для корпоративных образований и инвесторов, организации работы институтов обмена информацией и согласования решений (конференции, «круглые столы», информация в печатных изданиях и Интернете).
    Нарастающий интерес к корпоративному управлению в России стимулировал появление саморегулируемых институтов: Ассоциации по защите прав инвесторов, Национальной фондовой ассоциации, Российского института директоров, Национальной ассоциации независимых директоров, Организации специалистов по связям с инвесторами. Помимо указанных объединений, вопросами консультирования по связям с инвесторами, оказанием услуг по повышению прозрачности деятельности и отчетности компании, распределению функций между советом директоров и исполнительными органами корпоративных образований занимаются международные аудиторские и юридические фирмы («Deloitte Touche», «Ernst Young», «KPMG», «Price Waterhouse Coopers», «Coudert Brothers»).
    В целях повышения качества корпоративного управления, а также защиты инвесторов на уровне, соответствующем западным рынкам, в 19992001 гг.



    Содержание раздела