1 Коммерсантъ 2004. 24 февр.
Еще в 1997 г. между Россией и ЕС было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Это Соглашение, или договор, определяет Россию и ЕС в качестве стратегических партнеров и является основой для развития политических и экономических отношений двух сторон. Нет никаких оснований для того, чтобы подрывать это Соглашение во имя мелких претензий или амбиций. На встрече министров иностранных дел стран—членов Евросоюза в феврале 2004 г. было заявлено, что "ЕС открыт для обсуждения всех озабоченностей Москвы, связанных с расширением, но это обсуждение не должно увязываться с расширением ЕС"1.
В конечном счете Россия отказалась от своих "озабоченностей".
Отступив на восток более чем на 1000 км по сравнению с 1917 г., Россия находится сегодня гораздо ближе к Западной Европе, чем раньше, благодаря проводимым в стране реформам и модернизации общества, транспортным и телекоммуникационным системам, сдвигам в общественном сознании, особенно в кругах молодежи. Все это дает основание полагать, что процесс сближения России с ЕС не будет прерван. Однако надо понимать, что такая стратегия будет реализована лишь в том случае, если российские реформы не сменятся контрреформами.
Тем не менее нельзя не признать тот объективный факт, что ЕС сделал мало шагов навстречу укреплению сотрудничества с Россией. Да и в целом политический климат отношений между Россией и ЕС не очень устойчив и, похоже, за последние годы даже ухудшился. Россия не может соглашаться с дискриминационными правилами и процедурами, затрагивающими многие статьи российского экспорта в Западную Европу, торможением ее принятия в ВТО, сопротивлением долгосрочной реструктуризации внешнего долга России, оставшегося в наследство от СССР, весьма осторожным отношением к сотрудничеству с Россией вообще и т. д. Нетрудно спрогнозировать, что прием новых членов в ЕС из числа бывших социалистических стран лишь усилит антироссийское настроение в расширенном ЕС.
1 См.: Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее. М., 2003. С.420, 421
В то же время существует и такой объективный факт, как огромный потенциал в развитии взаимовыгодных экономический отношений между Россией и ЕС. Во многом наши экономики взаимно дополняют друг друга, и Россия представляет собой не только источник сырья для промышленности ЕС, но и огромный рынок для сбыта его продукции. Научно-технический потенциал России также не может быть неинтересен для ЕС.
Есть и другие факторы вхождения России в зону европейской интеграции. Многие в России считают, что Запад должен проявить инициативу и пойти на масштабные акции по налаживанию широкомасштабного сотрудничества с Рос-сией1. При этом не приходится забывать, что в России много противников такого сотрудничества.
В то же время последние события в мире показывают, что расширение деятельности международного терроризма, подпи-
тываемого фундаменталистским и экстремистским течениями в исламе, может подтолкнуть Запад к сотрудничеству с Россией и даже способсвовать образованию союза или коалиции США-ЕС—Россия. Тогда будут созданы все условия для расширения и укрепления экономического сотрудничества России с Западом, которое не только приобретет разнообразные формы, но и позволит России войти в том или ином формате в Большую Европу. Однако для такого вхождения потребуются не столько внутренние, сколько внешние факторы и обстоятельства.
В отношении расширяющегося ЕС следует иметь в виду также неизбежные трудности и проблемы, которые будут этому сопутствовать. Выиграв в количестве членов, ЕС потеряет в своей однородности и эффективности своих институтов, т. е. в скорости, гибкости, действенности принимаемых решений. Под угрозу будет поставлен известный Пакт стабильности, по которому каждая страна— член ЕС обязана не превышать свой бюджетный дефицит сверх уровня 3% своего ВВП, внутренний государственный долг — сверх 60% ВВП и уровень инфляции — свыше 1,5% от среднего показателя годового прироста розничных цен по трем странам — членам ЕС с наименьшей инфляцией.
Уже в 2003 г. руководство ЕС сделало прямое предупреждение с угрозой штрафных санкций для Германии и Франции за нарушение этого Пакта по пункту инфляции.
Более того, представляется неизбежным возникновение
субрегиональных группировок внутри ЕС, например северной, центральноевропейской, средиземноморской и т. д., находящихся на разных ступенях интеграции и различающихся как взятыми обязательствами, так и правами. Получит дальнейшее развитие давняя практика "перетягивания каната" в отношениях между крупными и малыми странами—членами ЕС, между " старой" и " новой" Европой.
Обеспечение эффективности своих институтов станет для ЕС предметом первоочередной и постоянной заботы.
Следует, однако, ожидать не только количественного расширения ЕС, но и углубления интеграционного процесса. Продолжатся "утряска" в национальных границах разных сегментов Общего рынка, формирование цен в региональном плане, стандартизация норм социального обеспечения, выравнивание
уровней производительности и оплаты труда. На повестке дня — формирование политического и социального союза, целого ряда иных амбициозных программ, касающихся промышленной и научно-технической политики, политики в области образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды и даже формирования своих вооруженных сил.
Прием новых членов в ЕС наряду с расширением объема его рынка и количественным увеличением экономической
мощи всего Союза неизменно создаст эффект его качественного внутреннего ослабления, разделения Союза на еще большее число групп стран. Ассимиляция новых членов ЕС займет многие годы, создаст состояние неопределенности, рыхлости и неуправляемости всего Союза. Развернувшаяся в последние соды борьба вокруг проекта новой Конституции ЕС по существу вогнала эту организацию в состояние серьезного внутреннего кризиса.
Развитие уже имеющихся внутриполитических противоречий в рамках нового ЕС может иметь непредсказуемые последствия.
В Европе спрашивают: "А что же будет, когда в ЕС примут Турцию?" Сегодня на этот вопрос еще нет ответа.
К проблемам ЕС следует добавить относительную слабость Союза в области "новой экономики", провалы в сфере государственного регулирования экономики, элементы несрабатываемости западноевропейской модели по сравнению с более либеральной американской и т. д.
Выводы
ной экономике, противодействие монополизму и поддержание конкуренции и предпринимательства, регулирование социальных отношений, упор на человеческий капитал и демократию.
Термины и понятия
Евратом
Европейская идея Европейский акт о сотрудничестве и торговле (ЕАСТ) Европейский парламент Европейский совет Европейский союз (ЕС) Европейский суд Европейское оборониельное сообщество (ЕОС) Европейское объединение угля
и стали (ЕОУС)
Европейское политическое сообщество (ЕПС)
Европейское экономическое пространство
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)
Единая валютная система (ЕВС) Единый внутренний рынок (ЕВР)
Единый европейский акт (ЕЕА) Институциональная система Интернационализация производства
Комиссия Европейского союза
(КЕС)
Консенсус
Маастрихтский договор Национализм "Нефтяной шок" Открытая экономика Саморегуляция Совет Европы
Соединенные Штаты Европы Таможенные пошлины Таможенный союз Экономическая интеграция Экономический и валютный союз
(ЭВС)
Вопросы и задания для самопроверки
Литература
1992 год: новые контуры Западной Европы. М., 1992. Борко Ю. От европейской идеи — к единой Европе. М., 2003. Европа и Россия: опыт экономических преобразований.
М., 1996. Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 2002.
Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее. М., 2003. Шемятенков В. Европейская интеграция.
М., 2003.