Создание внешнего, независимого сектора инфраструктуры НТП существенно ускорило процесс внедрения его результатов в производство, обогатило бизнес, придав ему дополнительную мощь и новый облик. Этот сектор "втянул в себя" значительную часть не задействованных государственными ведомствами и корпорациями научно-технических ресурсов, превратив их в активно действующие, привнес рыночные катализаторы и в науку, побудив ее к более энергичной, целенаправленной и более ориентированной работе в прикладном плане. Именно благодаря внешнему, независимому сектору инфраструктуры НТП во всех ведущих капиталистических странах после Второй мировой войны был создан полноценный рынок научно-технической продукции, а ученый превратился не только в накопителя, но и в продавца научных знаний.
Среди новых неформальных форм связи науки и бизнеса отметим наиболее важные.
Научно-производственные комплексы (НПК) — типичная форма коммерциализации НТП в целом и науки в частности — временные организационно-хозяйственные группы, или коллективы, осуществляющие конкретные исследовательские проекты на коммерческой основе. Например, в США публикуется обширный список тем для исследований и разработок. Обычно это делают Национальный научный фонд, министерства обороны и энергетики, НАСА, национальные институты здравоохранения и др.
Они предоставляют исследователям и разработчикам безвозмездные субсидии. Выдержав конкурс заявок и получив грант, исследователь (или его менеджер) создает
группу специалистов, которые начинают работу по заявленной программе.
НПК, будучи весьма гибкими организационными образованиями, включают, как правило, исследовательский центр или конструкторское бюро, экспериментальную базу, базу материально-технического снабжения, завод-изготовитель нового изделия и независимую экспертную службу, объективно оценивающую ход работы. Все компоненты такого комплекса работают по одной программе, они экономически заинтересованы во взаимном сотрудничестве и в то же время не связаны жесткой административной субординацией.
Финансирование и материально-техническое обеспечение
НПК носят строго программно-целевой характер: средства предоставляются в распоряжение руководителя проекта, который распределяет их между подразделениями, участвующими в выполнении поставленных целей. По завершении проекта техническая документация продается промышленной фирме, которая после экспериментирования начинает выпуск новой продукции на своих предприятиях. Все участники комплекса получают свою долю от окончательного коммерческого эффекта.
Инновационные (нововведенческие) подразделения при различных учреждениях, вузах, отраслевых институтах и лабораториях фирм — еще одна важная организационная форма освоения НИОКР, получившая большое распространение в последние годы. Подразделения создаются в целях доводки новшеств до реализации, установления контактов с потенциальным потребителем. Они функционируют на коммерческой основе, т. е. взимают плату за оказываемые ими услуги и сами оплачивают услуги других фирм.
Часто их называют "инкубаторами".
Рисковый бизнес (процесс создания научно-технических фирм-новаторов) также становится все более распространенной формой производственной реализации НИОКР. Фирмы-новаторы, всегда самостоятельные, могут быть как принципиально новым образованием, так и отпочковавшимся от других фирм. Творчески раскрепощенный, коммерчески ориентированный и производственно строго специализированный характер деятельности фирм-новаторов способствует тому, что количество создаваемых в них нововведений на единицу затрат во много раз выше, чем в крупных корпорациях.
Конечно, и число банкротств велико.
Для создания автономной рисковой фирмы необходимы три условия: наличие идеи нововведения; наличие предпринимателя, готового воплотить идею в реальный продукт и организовать "дело"; наличие капитала для функционирования "дела". В США за последние 20 лет число рисковых фирм увеличилось более чем в 10 раз, а объем годового финансирования — намного больше. Стоимость наличного рискового капитала составляет примерно 60 млрд долл.
В Западной Европе рынок рискового капитала получил развитие лишь в Англии и Голландии, где фирмы-новаторы играют сегодня важную роль в кардинальном обновлении номенклатуры и повышении качества продукции в наукоемком секторе промышленности.
Успех рискового предпринимательства основан на проведении самостоятельных интенсивных прикладных исследований, на открытиях и разработках принципиальных новшеств, удовлетворяющих потребности производства и населения. Часто такие фирмы создают ученые. Рисковые фирмы в своей деятельности должны не столько учитывать, сколько предвосхищать реальные потребности в еще не существующих изделиях. При этом до 90% нововведений заранее обрекается на неудачу (прежде всего из-за неспособности выявить действительную потребность в новом продукте и рыночные возможности его реализации). Однако оставшиеся 10% не только полностью окупают производственные затраты, но и дают немалую прибыль.
Удачные в коммерческом отношении рисковые фирмы США ("Эппл", "Компьютерлэнд" в области персональных ЭВМ, " Биоген" и "Дженентек" в генной инженерии и др.) смогли в первые же 3—4 года своего существования увеличить объем производства и прибылей в десятки и даже сотни раз.
Удачливых предпринимателей рискового бизнеса обычно отличает умелое руководство нововведенческим процессом, особенно на стадии внедрения, а также узкая продуктовая специализация. Как правило, новая рисковая фирма начинает свою деятельность с опытно-конструкторских или даже пусконаладочных работ. Успешная деятельность таких фирм невозможна без создания климата взаимной заинтересованности, доверия разработчиков друг к другу.
Все работники, и прежде всего руководитель, должны обладать высоким профессионализмом, работоспособностью, коммуникабельностью, повышенной целеустремленностью. Оплата их труда зависит от
финансовых результатов деятельности фирмы. Ее специалисты активно участвуют в принятии решений по наиболее важным вопросам.
Помимо мелких автономных рисковых фирм большое распространение получают так называемые внутренние венчуры, создаваемые крупными корпорациями. Речь идет об автономной группе специалистов (или бригаде), осуществляющей нововве-денческий проект внутри своей фирмы. В такую группу помимо автора проекта (как правило, это руководитель группы) входят специалисты исследовательского, производственного и других функциональных отделов корпорации.
Группе предоставляются юридическая и финансовая (в пределах установленных лимитов) самостоятельность, право подбора кадров.
Участники проекта стимулируются отдельно по результатам как технической, так и коммерческой реализации нововведения. В случае успеха внутреннего венчура группа преобразуется в новое, тоже самостоятельное производственное подразделение корпорации. Именно таким образом фирма "IBM" в начале 80-х годов создала свое производственное отделение по выпуску персональных ЭВМ, которое всего через год стало крупнейшим в мире их производителем.
В настоящее время не менее 25% крупных корпораций США применяют систему внутренних венчуров. При этом они с немалой выгодой для себя используют тот факт, что во многих случаях главным мотивом создания нововведения является стремление изобретателей, людей с богатыми творческими идеями самостоятельно реализовывать до конца свой исследовательский замысел (т. е. материальные соображения у них часто играют второстепенную роль). Некоторые специалисты (их доля достаточно велика) проявляют подчас чудеса творческой энергии, выдумки и изобретательности по части внедрения своего проекта, но затем, когда он превращается в отлаженное дело, приносящее стабильную прибыль, остывают к нему.
Поощряя подобные настроения, руководство ряда крупных фирм выработало типовую формулу стимулирования организаторов внутренних венчуров: если выручка от уже освоенного прежнего проекта составила, допустим, 1 млн долл., то его руководителю в порядке поощрения выдается 10%, т. е. 100 тыс., из них 10 тыс. — наличными, остальные 90 тыс. — в виде безвозмездной субсидии в новый проект. При помощи
такой тактики администрация корпорации стремится оставить у себя наиболее талантливых и творчески мыслящих специалистов, доказавших свою самостоятельность техническими и коммерческими результатами их нововведений.
Используя внутренние проекты, крупные корпорации обновляют номенклатуру выпускаемой продукции, проводят регенерацию своего научно-технического потенциала. Многие внедренческие бригады и фирмы, создаваемые внутри них, служат своеобразным "детским садом" или "инкубатором" по " выращиванию" не только новых идей, продуктов и технологий, но и опытных специалистов.
Разнообразные исследовательские и нововведенческие кооперативы и консорциумы промышленных фирм, часто с участием университетов и государственных ведомств (включая штатные, городские и муниципальные), получили большое распространение в США в послевоенный период. В 1984 г. в США был принят Национальный кооперативный исследовательский акт и целях поощрения научного сотрудничества и совместных исследований промышленных фирм, защиты этой практики от действия антитрестовского законодательства.