В этих условиях быстро растут цена и стоимость рабочей силы. Факты показывают, что рост цены единицы труда (одного часа), как правило, обгоняет рост цены единицы оборудования. В результате воспроизводство рабочей силы начинает играть все более важную роль в экономике. Поэтому потребительский спрос
является главным фактором в развитии современной зрелой рыночной экономики, ведущим за собой все общественное производство.
8.3. Экономический механизм НТП
Научно-технический прогресс в ведущих капиталистических странах опирается на адекватный ему экономический механизм. Это не какой-то специфический, а все тот же товарно-денежный, рыночный механизм.
Его главный элемент — конкуренция. Она выдвигает вперед того производителя, продукция которого соответствует текущему платежеспособному спросу, и "топит" того, кто этот спрос плохо учитывает. Сегодня конкуренция такова, что на рынок практически не попадает некачественная или несовершенная продукция, не имеющая новых или повышенных потребительских свойств, не дающая необходимой нормы прибыли производителю и полезного эффекта потребителю.
В условиях насыщенности рынка товарами и услугами спрос ориентируется на все более сложные и изысканные продукты труда, в силу чего повышается значение нововведений, и тот производитель, который овладевает этим фактором, получает максимальную прибыль. Важнейшими рычагами успеха становятся такие слагаемые, как гибкость, мобильность, восприимчивость к нововведениям, умение быстро адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры.
Фирмы-новаторы, обладая монополией на новые знания (нововведения и открытия), получают добавочную прибыль, своеобразную научно-техническую ренту. Условия ее получения — ограниченность знаний и научно-технических ресурсов. Но в отличие от ренты в сельском хозяйстве или в добывающей промышленности научно-техническая рента носит временный характер.
Собственность на применяемые в производстве новые знания в виде открытий, изобретений, ноу-хау и т. д. является обязательным условием формирования и функционирования рынка новой техники и технологий. Без нее не могут быть присвоены выгоды от использования нововведений. В основе этой собственности обычно лежит коммерческая тайна в виде научно-технического опережения или охрана прав интеллекту
альной собственности на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, программные продукты и т. д.
Развитие прав интеллектуальной собственности способствует повышению восприимчивости экономики к НТП, и, наоборот, пренебрежение ими чревато отставанием, потерей мотивации к совершенствованию производства.
Как известно, в бывшем СССР была отменена совершенствовавшаяся веками система мотивации НТП, основанная на реальном праве частной собственности на продукты интеллектуального труда, отвергнут весь накопленный мировой практикой арсенал стимулирования НТП (в первую очередь с помощью налоговых, финансовых и иных экономических инструментов). Все это было заменено административно-командной системой "внедрения" научно-технических достижений в производство. Главным средством этой системы стали внеэкономические методы директивного планирования, а основным содержанием — монополия государства (а не создателя нововведения или его преемника) на владение и распоряжение всеми открытиями, изобретениями и иными нововведениями.
Государственная монополия на достижения науки и техники в условиях сверхцентрализованного, планового управления экономикой и обществом превращалась в обезличку интеллектуальной собственности. Но при этом разрабатывались особые правовые формы ее "охраны" типа авторского свидетельства на изобретения, лишавшие, по существу, каких-либо реальных имущественных прав не только создателей новых продуктов и технических новшеств, но и хозяйствующих субъектов (предприятия и исследовательские организации). В результате хозяйствующие субъекты утрачивали всякий интерес к использованию результатов НТП.
В рыночном механизме стимулы к НТП зарождаются в процессе взаимодействия спроса и предложения, потребностей и производства, потребителей и производителей. Потребности побуждают производство к освоению новой продукции прежде всего тем, что порождают платежеспособный спрос. Это является фактором, во многом определяющим направления развития производства, характер НТП, массовость нововведений. Ключевой момент — эквивалентные, строго возмездные отношения между производителем и потребителем, когда первый добивается прибыли лишь в том случае, если соответ
Это не технократический, а социально-экономический феномен. Рассмотрим его подробнее.
Сначала себя обнаруживает конкретная потребность на новое изделие, новую технику или определенное новшество. Она витает как бы в воздухе цивилизованного рынка. Далее на стадии фундаментальных исследований появляется идея этого новшества. На стадии прикладных исследований и проектирования идея воплощается в договор (или техническое задание) между потенциальными производителем и потребителем, в котором " оговаривается" распределение будущей выгоды.
Затем создается образец новшества, воплощающий в соответствии с заказом конкретные потребительские свойства. На следующем этапе осуществляется доводка образца и внедрение его в производство. Если окажется, что рынок его принимает, то важно обеспечить высокие темпы внедрения, широкую диффузию нововведения.
Здесь большую роль играет система маркетинга — подготовка рынка, обслуживание потребителя, учет его рекламаций.
В условиях, когда спрос намного превышает возможности его удовлетворения, производство находится под воздействием стимулов, побуждающих к экстенсивному расширению выпуска продукции.
Малые и средние фирмы стали весьма многочисленны и многообразны: в США, например, ежегодно появляется 600—700 тыс. фирм (и 20—40 тыс. разоряется). Многие из них специализируются не на выпуске обычной продукции, а на прикладных исследованиях, конструкторских разработках и выпуске новейшей продукции. В результате НТП стал объектом специализированного бизнеса, а вся сфера НИОКР практически коммерциализирована.
По оценкам Национального научного фонда (ННФ) США, около половины основных промышленных нововведений в стране обеспечивают малые и средние фирмы (с числом занятых до 1 тыс. человек). На каждый доллар, вложенный в НИОКР, они дают в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью занятых от 1 тыс. до 10 тыс. человек, и в 24 раза больше, чем фирмы с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Такие важные нововведения, как антибиотики, инсулин, пестициды, автоматические приводы, вертолеты, кондиционеры, кислородные конверторы, кинескопы, ксерография, электронные лампы, целлофан, шариковые ручки, фотокамеры "Полароид", персональные компьютеры, и многие другие были созданы на мелких фирмах.
В то же время крупные и крупнейшие фирмы не остаются в стороне. Многие малые и средние фирмы связаны с ними контрактными соглашениями или даже являются их частью, специально отпочкованной для ведения научного поиска и принятия на себя риска. В системе разделения труда крупные и крупнейшие фирмы берут на себя функцию тиражирования, распространения нововведений, полученных на небольших
научно-технических фирмах-новаторах.
Министерство торговли США провело обследование 10 526 предприятий обрабатывающей промышленности на
предмет выявления степени использования ими современной техники и технологии. Оказалось, что 70% опрошенных предприятий применяют по меньшей мере один из 17 отобранных видов современной техники или технологии, 23% — 5 и более.