Максимум прибыли монополиста определяется, как известно, координатами точки равновесия Е, в которой кривая предельного дохода MR' пересекается с кривой предельных издержек МС. Это P1 и Qi на рис. 6.3.
Рис. 6.3. Потенциальная монополия и квота
Таким образом, при замене пошлины квотой монополист получает возможность сократить объем производства и поднять цену на свою продукцию. В этом случае переход от пошлины к квоте превращает потенциального монополиста в действующего.
Существуют и другие, возможно, менее важные различия между импортной квотой и импортной пошлиной, в частности, в разной силе
ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на объем импорта в условиях изменения спроса или предложения товара. На рис. 6.4 приводится графическая модель, иллюстрирующая это отличие.
Рис. 6.4. Анализ силы ограничительного воздействия
на импорт при росте спроса:
а - пошлина; б - квота
Из приведенной графической модели следует, что для эквивалентных тарифа и квоты рост внутреннего спроса на товар от DBH до D'вп будет иметь различные последствия. В случае использования пошлины при росте спроса на товар (DВН > D'ВН) возрастает объем импорта данного товара в страну (на величину Q4Q5) при неизменном уровне внутренней цены Pt. В случае же использования квоты объем импорта в страну остается, естественно, прежним (Q3Q4 = Q5Q6), а внутренняя цена возрастает до уровня P'g.
Анализ силы ограничительного воздействия на импорт в условиях снижения внутреннего предложения читателям предлагается осуществить самостоятельно.
Квоты на экспорт. Страна может использовать свою монополистическую силу во внешней торговле, осуществляя прямой контроль объема (количества) экспорта. Для практической реализации этой цели правительство использует лицензии на экспорт, распределение которых осуществляется аналогично распределению лицензий на импорт.
Как и экспортная пошлина, рассмотренная ранее, экспортная квота вызывает рост цены товара на зарубежных рынках и снижение - на внутреннем.
В результате создаются условия для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по относительно низким ценам, предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки.
"Добровольное" ограничение экспорта. В некоторых случаях импортирующая страна, используя "аргумент" угрозы введения импортной пошлины или квоты, "убеждает" зарубежные страны "добровольно" сократить объемы их экспорта. Эта парадоксальная ситуация сочетает обычно лоббистское давление отечественных производителей соответствующих товаров с желанием правительства импортирующей страны скрыть от общественности свои протекционистские цели.
Последствия таких "добровольных" экспортных ограничений сказываются на благосостоянии импортирующих стран весьма негативно, в то время как "добровольные экспортеры" имеют существенный экономический выигрыш от квотирования импорта.
Действительно, весь перераспределяемый излишек потребителей "улавливается" в данном случае не отечественными импортерами, а зарубежными экспортерами, которые получают возможность повышать цену на свою продукцию. Таким образом, для импортирующей страны "добровольное" ограничение экспорта экспортирующей страной означает наряду с невосполнимыми потерями (см. фигуры 2 и 4 на рис. 4.1) полную потерю результатов эффекта дохода, соответствующего площади прямоугольника 3 на том же рисунке.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что "добровольные" ограничения не всегда срабатывают: экспортирующие страны зачастую находят обходные пути. Вот некоторые из них.
1. Переключение на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям. Например, Южная Корея в конце 70-х - начале 80-х годов XX в. добровольно согласилась ограничить свой экспорт нерезиновой обуви в США. Переключением на обувь с резиновой подошвой она фактически смогла увеличить объем экспорта обуви в США на 115% в течение первого же года действия этого ограничения.
В дополнение к этому в течение того же периода экспортеры обуви из "неохваченных" "добровольными" ограничениями стран увеличили свою долю на американских рынках с 4% до 15%.
2. Образование предприятий за границей. Например, если "добровольные" экспортные ограничения экспорта японских автомобилей в США отвлекают их потенциальных покупателей в сторону производителей легковых автомашин в других странах, японские фирмы строят заводы за границей (в том числе и в США), избегая тем самым ограничений на экспорт своей продукции.
Рис. 6.5. Последствия введения внутренней субсидии:
SBH - внутреннее предложение товара; SSBH - внутреннее предложение товара в условиях внутренней субсидии; SW - абсолютно эластичное предложение товара по мировой цене DBH -
спрос в стране на данный товар
данного товара. Другая же ее часть, соответствующая площади треугольника 2, - это чистые потери экономики страны, обусловленные тем, что в результате получения субсидии определенная часть неэффективно работающих отечественных производителей (по сравнению с мировым уровнем производства) получает возможность продавать свой товар.
Подчеркнем, что достоинством такого субсидирования является достижение той же цели - ограничение импорта, - что и для случаев использования тарифов и квот, но без искажения внутренних цен, свойственного последним.
Это обусловливает исключение действия потребительского эффекта, имеющего место при использовании как тарифов, так и квот (см. фигуру 4 на соответствующих графических моделях, например 4.1) и ведет к повышению (по отношению к тарифу и квоте) эффективности мирового производства данного товара.
А теперь перейдем к анализу экономических последствий от использования экспортной субсидии1, предусматривающей выплаты отечественным экспортерам, что позволяет им продавать товар иностранным
покупателям по более низкой цене, форсируя тем самым экспорт (рис. 6.6).
В условиях равновесия при свободной торговле между странами покупатели в импортирующей стране купят Q1 единиц импортного товара по свободной (мировой) цене Pw. Если экспортирующая страна предоставит своим производителям экспортную субсидию на данный товар, те смогут снизить экспортную цену для любого объема предложения на величину субсидии S, что позволит им увеличить предложение своего товара до SSW, а объем экспорта - до Q2.
Рис. 6.6. Последствия введения экспортной субсидии:
SW - предложение импортного товара из-за рубежа; SSW - предложение импортного товара в условиях введенной в зарубежной стране экспортной субсидии; DИМПВН - спрос на импортный товар
внутри импортирующей страны
Объем субсидии при этом определяется площадью прямоугольника PsPAAE1. Результат же введения экспортной субсидии зависит от того, удастся ли экспортирующей стране за счет увеличения объема продаж своего товара компенсировать потери из-за ухудшения условий торговли (снижения экспортной цены), а также расходов на финансирование самой субсидии.