Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется во всех высокоразвитых странах сельскохозяйственная продукция. Эти страны последовательно реализуют государственные программы поддержания фермерских доходов через гарантированную закупку на средства налогоплательщиков своих стран избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за невозделывание посевных площадей. В США, например, объем субсидирования составляет
в среднем 50% от стоимости продукции, в странах Скандинавии - 80%, в России - лишь 20%.
Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержания фермерских доходов, страны Западной Европы и США продают заведомо в убыток избыточную сельскохозяйственную продукцию за границу, предлагая товар по заниженным ценам странам Африки, Латинской Америки, а также странам СНГ, в том числе и России.
При этом возникает вопрос: следует ли приветствовать субсидируемый экспорт в такие страны или принять ответные компенсационные меры, задействовав инструменты внешнеторгового регулирования? При ответе на этот вопрос правительства соответствующих стран должны взвешенно сопоставлять, с одной стороны, интересы практически уничтожаемого в этом случае национального производства аналогичной продукции, а с другой - антиинфляционные настроения потребителей и эффективность общественного производства в стране.
1 Напомним, что в соответствии с положениями Всемирной торговой организации (ВТО) экспортные субсидии относятся к формам так называемой нечестной конкуренции и запрещены.
6.2.2. Демпинг
Следующее направление государственной внешнеторговой политики, очень схожее с политикой субсидирования экспорта, называется "демпинг".
Демпинг - это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (обычно отечественном). Делается это, как правило, с целью вытеснения конкурента с данного рынка.
Экономисты различают следующие типы демпинга:
устойчивый;
преднамеренный (хищнический);
случайный (спорадический).
Устойчивый демпинг объясняется прежде всего объективными различиями между разными рынками. Самым принципиальным из них является рыночная эластичность спроса, в частности, на внутренних и мировом рынках. Эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальных рынках, что обусловливается доступом на мировой рынок огромного количества заменителей любого товара, а также более высоким уровнем конкуренции на нем нежели на рынках национальных.
Естественно, что максимизирующие свою прибыль производители этот фактор, а также другие факторы, определяющие различия рынков, постоянно (устойчиво) используют.
Преднамеренный демпинг, классифицируемый как несправедливый метод конкуренции, имеет целью уничтожение конкурентов для обеспечения
своей монопольной власти на рынке с последующим значительным ростом цен, компенсирующим все затраты, а также обеспечивающим максимизацию прибыли на долгосрочном интервале времени.
Случайный демпинг связан, как правило, со сбытом случайно возникшего излишка продукции, вызванного непредвиденными изменениями конъюнктуры рынка, ошибками планирования и т. п.
Максимизация прибыли в условиях устойчивого демпинга может быть осуществлена с учетом следующих известных (из курса микроэкономики) предпосылок:
1. Для любого фиксированного объема выпуска общий доход фирмы максимизируется, когда предельный доход последней проданной на внутреннем рынке единицы продукции MRBH равен предельному доходу от последней, проданной в иностранном секторе единицы продукции MRИН, т. е. MRВН = MRИН.
2. Для переменного выпуска прибыль фирмы максимизируется, когда общий предельный доход равен предельным затратам последней произведенной на фирме единицы продукции, т. е. MR = МС. Например, если MRВН MRИН фирма может увеличить общий доход (и таким образом прибыль), перемещая продажи с внутреннего рынка на иностранный. Аналогично, если MRВН = MRИН МС, фирма может увеличить, прибыль, увеличивая (наращивая) объем выпуска продукции.
Контроль же обоснованности размера внутренних налогов практически невозможен, так как они в отличие от таможенных тарифов законодательно, как правило, не регламентируются.