В тех же случаях, когда в процесс управления технополисами активно вовлечен университет или НИИ, приоритет отдается развитию трансфертной деятельности, организации наукоемких производств, налаживанию исследовательских контактов, т.е. решению задач, которые гораздо больше соответствуют сущности и предназначению технополисов.
Руководство научно-исследовательской деятельностью может осуществляться через специально созданный Совет, который обычно состоит из советников (консультантов) из университетских и других исследовательских кругов, консультантов от торговой сферы, бизнеса и промышленности и, наконец, советников, представляющих интересы местных властей. Основные задачи такого Совета - выработка научной стратегии развития технополиса, а также оценка предлагаемых для внедрения исследовательских идей и проеRтов с точки зрения их научной новизны, возможности реализации и коммерческой жизнеспособности.
Итак, еще раз необходимо подчеркнуть, что особо важную роль в управлении и организации технополисов играет научно-исследовательский институт (университет). От него зависят выбор направлений исследовательской деятельности, развитие трансфертной технологии, степень наукоемкости производства и выпускаемой продукции, специализация фирм.
2.5. Обзор зарубежных технополисов и технопарков
Первый технополис возник в США. Возник стихийно. После второй мировой войны ряд предприятий на Западном берегу США, в Калифорнии, получили от правительства заказы на создание новых видов продукции, в которые входили электронные устройства. В соответствии с законодательством США та часть прибыли предприятий, которая вкладывается в развитие университетов и институтов, считается благотворительностью и фактически не облагается налогом. Учитывая специфику новых заказов, предприниматели Калифорнии значительную часть средств передали Калифорнийскому университету и другим вузам, оговорив при этом тематику и направление научно-исследовательских работ в этом крупнейшем вузе.
Объемы работ были настолько большими, что вузы вынуждены были создавать новые лаборатории в пригородных зонах. Особенно повезло Силикон-Велли (Кремниевой Долине) близ Сан-Франциско. Здесь при поддержке губернатора Сан-Франциско возник первый в мире научный городок, ставший символом XXI века.
В Силикон-Велли возник район, в котором основным видом деятельности стала научная деятельность. Здесь возник новый стиль жизни, новое качество жизни. Сегодня это мировой центр электронной промышленности.
С созданием Силикон-Велли началась “технополисная лихорадка”, переведшая научно-техническую революцию из зародышевого в спонтанное (самопроизвольное) состояние.
Кроме Силикон-Велли в США возникли технополисы в Северной Каролине, Техасе, Флориде, округе Колумбия, Северо-востоке, Среднем Западе. Технополисы возникли и в Европе: Лувен в Бельгии, антиполис София и Гренобль во Франции, Силикон Глен в Шотландии, Милтон Кейнс и Кембридж в Англии, технопарки в Шутгарде и Мюнхене, Западном Берлине.
Эпидемия строительства технополисов распространилась и на Юго-Восточную Азию. Южная Корея строит город науки Даедук, Китай строит технополисы Шеньжень и Гуандун рядом с Гонконгом.
Программы строительства технополисов осуществляются в Тайланде, Индонезии, Филиппинах, Малайзии. В технические мегаполисы превращаются Япония и Австралия.
Интенсивный рост технополисов был связан с комплексом причин. Первая, наиболее важная из них - исчерпаUие ресурсов развития промышленности, особенно обрабатывающей, которое еще более углубилось вследствие роста цен на нефть. Для многих развитых стран стала очевидна стагнация давно не модернизировавшихся традиционных отраслей тяжелой промышленности: автомобилестроения, кораблестроения и сталелитейного производства.
В частности, в машиностроении возникла потребность в продукции с улучшенными потребительскими свойствами и повышенным качеством, которая не могла быть удовлетворена с помощью так называемой “жесткой” автоматизации, нацеленной на длительный выпуск продукции крупными партиями, ориентированный прежде всего на мощные предприятия (аналогичная ситуация возникла в настоящее время на КАМАЗе и на многих других автогигантах страны). В новых условиях нужны были принципиально новые пути автоматизации, обеспечивающие быструю перестройку процесса выпуска продукции при минимальных издержках. В результате появились “безлюдные технологии” на базе принципиально иных, гибких средств автоматизации, внедрения ЭВМ, металлообрабатывающего оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), промышленных роботов, новых средств связи и т.д.
Технополисы преодолевают относительную автономность науки и производства, превращают их в заинтересованных партнеров. В этом смысле технополисы и технопарки можно охарактеризовать как весьма многообещающий феномен, поскольку уже сегодня совершенно очевидно, что дальнейшее развитие производства просто невозможно без соединения его с наукой.
Четвертая причина бурного роста технополисов связана с возникшей в ряде стран (Германии, Нидерландах, Японии и др.) потребностью в реконструкции некоторых крупных предприятиях и создании на основе мелких и средних инновационных компаний более динамичного и гибкого сектора экономики. Сегодня от успешного развития сектора венчурного наукоемкого бизнеса - малых и средних фирм - нередко зависят судьбы международной конкуренции. В развитии сектора венчурного наукоемкого бизнеса за рубежом технополисы сыграли свою роль, поскольку промышленные подразделения большинства из них состоят в основном как раз из малых и средних высокотехнологических фирм.
Во многих странах мира популярность идеи технополисов объясняется также тем, что их организация способствует более рациональному размещению производительных сил, в частности, децентрализации промышленности, выравниванию экономического уровня периферийных районов и центра, превращению отдельных менее экономически развитых районов в научно-промышленные зоны с высоким уровнем жизни.
Наконец, следует назвать и такую причину распространения технополисов за рубежом, как возможность решить с их помощью весьма актуальную сегодня проблему реорганизации существующей системы образования (в первую очередь высшего) - приближения его к потребностям развития современного наукоемкого сектора. Многие технополисы, имеющие в своем составе высшие учебные заведения или поддерживающие с ними тесные контакты, занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов непосредственно для своих научно-исследовательских подразделений и фирм. Традиционная система высшего образования всегда отстает от практики.
В технополисах же появляется уникальный шанс воспитывать специалиста, который, начиная с первых лет обучения, оказывается приобщенным к задачам развития высокотехнологичного производства.
Таким образом, создание технополисов за рубежом можно рассматривать как один из грандиознейших в ХХ в. социальных экспериментов, охватывающих самый широкий круг экономических, технико-технологических, научно-исследовательских, коммуникационных, социально-бытовых и прочих проблем, далеко выходящих по своей значимости и последствиям за пределы сегодняшнего дня.