Японцы первыми увидели в технополисах модель будущего общества и поставили его формирование на рельсы государственного планирования. Это не означает, что строительство технополисов финансируется только государством. Нет, типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.
Первым японским технополисом был Цукубе. В дальнейшем Япония не пошла по пути строительства новых городков с чисто научными направлениями. Сейчас в Японии технополисы трансформируются в довольно крупные города (например, Хамамацу с населением свыше 500 тысяч человек), средние (например, Нагаока с населением свыше 260 тысяч человек) и мелкие города (например, Ямагути, полицентрический технополис, возникший на базе нескольких деревень).
Японские технополисы имеют не только научную направленность, хотя она и является и ядром технополиса, но и чисто производственную. Многие технополисы (как, например, Хамамацу) возникают в центрах с традиционными отраслями, например, автомобильной промышленности, которые не только не свертываются, но и получают дополнительный стимул, формируя вокруг себя высокие технологии - производство электроники, программного обеспечения, робототехники, биотехнологии, производство новых материалов и новых источников энергии.
В Японии технополисы создаются по следующей схеме. Японское министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) объявило конкурс на создание технополисов. В условиях конкурса было оговорено, какие виды научной деятельности и производства должны развиваться в технополисах, Стимулом служило льготное налогообложение и частичное финансирование. Соискателями были префектуры больших и малых городов.
Они обратились к ученым своих университетов и технических институтов разработать проекты технополисов для конкретных префектур. Победители шестнадцать префектур. В них будет создаваться 19 технополисов, строительство рассчитано на 1985 - 1995 годы.
С окончанием строительства Япония превратится в научный мегаполис с самой эффективной в мире экономикой, самым высоким уровнем жизни, с самой гармоничной структурой быта, культуры, деятельности. “Технополисы - это не место, это состояние ума”, - считали идеологи технополиса в Хамамацу.
При выборе мест формирования технополисов в Японии пользовались Законом о технополисах, принятом парламентом Японии в 1983 году. Он устанавливал государственные требования, определял государственные интересы и налоговые льготы и субсидии для технополисов.
Экономической основой технополисов являются акционерный общества, создаваемые правительством, префектурой, предприятиями и частными лицами во главе с инновационными банками.
Губернаторы провинций создают для формирования технополисов специальные управления. Они координируют участие научных организаций, предприятий, промышленных ассоциаций в создании технополисов. Промышленные предприятия в своем составе открывают исследовательские центры, выделяют в правление технополиса своих представителей.
Технополисы функционируют в соответствии с уставами и на хозрасчетной основе с учетом государственных субсидий и кредитов.
В Японии кредиты на создание технополисов выдаются под самые низкие ставки процентов - 7-8% против против 20-30% для кредитов вообще.
Организационное оформление технополиса начинается с назначения местными органами власти директора по планированию технополиса. В его задачу входит выработка стратегии технополиса и создание правления технополиса. Как правило, он назначается из числа ведущих ученых местного вуза.
В состав правления входят директор инновационного банка технополиса, руководитель центра по подготовке кадров, юрист, руководители отдельных программ, представители крупнейших спонсоров.
Все проекты включенные в технополис, являются вертикально-хозрасчетными и строятся на принципах программно-целевого управления, планирования и проектирования. В сущности, технополисы - это в полном смысле сумма технологий, но не случайных, а самых эффективных. В этом стратегическая мудрость идеологов технополиса.
Если научное обоснование и выбор целей, определение задач и средств на их реализацию, этапов их решения составляют основу стратегии и тактики технополисов, то программно-целевое управление, планирование и проектирование составляет технологию формирования и функционирования технополисов.
Опыт организации технополисов в России
Различные типы (виды) технополисов создаются у нас на базе учебных и научно-исследовательских институтов, поддерживающих тесные контакты с промышленностью. Они существуют в таких формах, как совместное предприятие, акционерное общество, ассоциация. Так, например, уже функционируют совместное российско-итальянское предприятие “Технопарк” в Москве, Томский научно-технологический парк в виде ассоциации предприятий и институтов, “Санкт-Петербургский международный технопарк”, акционерное общество “Санкт-Петербургский кибернетический технопарк” и др.
Проекты тMхнополисов и технологических парков разрабатываются также в Саратове, Зеленограде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Челябинске, Троицке, Заречном (под Екатеринбургом).
Проект технополиса “Заречный” (Свердловская область)
Решение об образовании технополиса в Заречном принято органами власти Свердловской области в августе-сентябре 1992 г., до этого времени Заречный был одним из “закрытых” городов, предприятия и институты которого работали преимущественно на оборонную промышленность. Заречный - город атомщиков, обслуживающих Белоярскую опытно-промышленную электростанцию (БАЭС), где эксплуатируется энергоблок на быстрых нейтронах.
Вместе с тем эти отдельные “прорывы” на рынок не могут спасти экономическое положение города и его предприятий. Необходима развернутая долгосрочная программа комплексного развития территорий и в том числе постепенного перепрофилирования, перехода ранее засекреченных производств на пользующиеся рыночным спросом новые виды мирной продукции на основе высоких технологий. Именно в такую программу должен перерасти проект технополиса.
Для организации на базе Заречного технополиса имеются необходимые предпосылки. Под него отводится территория общей площадью 48 тыс. га, в том числе 12 тыс. га сельхозугодий, поскольку в структуре будущего технополиса предусматривается агротехнопарк. Центром технополиса будет Заречный, небольшой по численности населения город (всего 35 тыс. человек), но имеющий развитую инфраструктуру, частности - хорошие дорожные коммуникации.
Город имеет выход на транссибирские железнодорожную и автомобильную магистрали и расположен в 30 км от крупнейшего на Урале международного аэропорта “Кольцово”. В перспективе поблизости от технополиса пройдет трансконтинентальная автотрасса Париж-Москва-Екатеринбург-Новосибирск-Анадырь-Нью-Йорк с ответвлением: Екатеринбург-Ташкент-Дели. Предполагается также открытие международного аэропорта в Логиново.
Благоприятным фактором для развития технополиса является его близость к Екатеринбургу - крупнейшему индустриальному, научному и культурному центру (Заречный находится в 50 км к востоку от Екатеринбурга).
Научно-производственный потенциал города атомщиков и БАЭС вполне можно рассматривать как серьезную базу для развития исследовательского и производственно-технологического секторов иехнополиса. На территории будущего технополиса помимо атомной станции функционируют филиал Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ) - основного в отрасли, отдел Института физики металлов и Биофизическая лаборатория, являющиеся филиалами УрО РАН, Баженовская экспедиция, пусконаладочная и ремонтная фирмы и другие предприятия.
Научно-технологическая специализация Заречного - это радиационное материаловедение, производство особо чистых газов, водородные технологии, монтаж сложного теплотехнического оборудования. По всем этим направлениям установлены широкие постоянные контакты с ведущими научными центрами России, Украины, Беларуси, Грузии.
Промышленная специализация связана с научно-технологической (Рисунок 2.1.).