А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать формулой:
3. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА
Политическая и экономическая независимость, обретенная республикой в 1991 г., фундаментально изменила внешнеэкономические отношения Узбекистана. Государственная монополия на внешнюю торговлю, при которой централизованно планировался импорт и экспорт всего бывшего Союза и государство регулировало распределение валютных резервов, была разрушена. С обретением независимости Узбекистан получил возможность проводить самостоятельную внешнеторговую политику в собственных интересах.
Возникла необходимость создания механизма для проведения внешнеэкономической деятельности, основанной на принципах рыночной экономики.
Стратегия, направленная на достойное вхождение национальной экономики в мировое хозяйство, строилась на базе учета экономического потенциала республики, оценки реальной ситуации и была ориентирована на решение основных целей политико-экономического развития Узбекистана. При этом осуществлялась синхронизация мер экономической реформы по созданию конкурентных внутренних рынков и либерализации внешнеэкономической деятельности.
На первом этапе либерализации внешнеэкономической деятельности была разработана и принята нормативная база, решившая ряд принципиальнейших вопросов. Во-первых, законодательно было закреплено право на самостоятельный выход предприятий на внешний рынок. Во- вторых, вне зависимости от формы собственности условия выхода на внешние рынки были установлены одинаковыми для всех хозяйствующих структур.
В то же время в руках государства сохранялось исключительное право на экспорт хлопка, шелка, каракуля, мрамора, золота и других товаров, составлявших общереспубликанские экспортные ресурсы. Внешнеэкономическая деятельность в целом находилась под его жестким контролем, по большей части экспортных и импортных операций приме- нялись меры тарифного и нетарифного регулирования. Централизация экспортной выручки в руках государства, позволявшая в невиданно короткие сроки решать задачи структурной перестройки, требовала административного контроля за валютными ресурсами страны.
Принятые меры по импортозамещению ряда стратегических ресурсов способствовали не только значительному повышению политико- экономической безопасности страны, но и созданию условий для реальной либерализации внешнеэкономических связей.
В ходе экономических реформ либерализация внешнеэкономической деятельности стала ключевым элементом в решении основных задач экономической политики. Преобразования во внешнеэкономической сфере, проведенные в 1994-1995 гг., были нацелены прежде всего на более эф- фективное включение Узбекистана в систему международного разделения труда и на формирование экономически обоснованных торговых отношений с зарубежными странами. Процесс распределения рынка между отечественными и зарубежными производителями начал реализоваться на цивилизованных экономических началах.
По мере формирования объективных и субъективных условий, усиления действия рыночных отношений и механизмов функционирования хозяйства система управления внешнеэкономическими связями республики совершенствовалась по пути ограничения административных методов регулирования в пользу экономических.
Новая стратегия Республики Узбекистан в области внешнеэкономических связей включает в себя:
- децентрализацию экспортно-импортных, операций;
- усиление контроля за экспортом и импортом товаров для государственных нужд;
- сокращение экспорта товаров, не являющихся стратегически важными для государства;
- усиление контроля за поступающей валютной выручкой от экспорта стратегически важных товаров;
- стимулирование всеми мерами государственной политики привлечения иностранных инвестиций и развития экспортной деятельности.
Таким образом, в ходе радикальных экономических реформ внешнеэкономическая деятельность в республике стала основываться на принципиально новой нормативно-правовой базе и механизме государственного регулирования, разработанных в соответствии с требованиямим адаптации страны к условиям рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство.
Во внешнеэкономической деятельности, помимо решения таких традиционно важных задач, как развитие экспорта - основного источника валютных поступлений и обеспечение импортных поставок, осуществляются следующие функции:
- реализация современной концепции интеграции Узбекистанской экономики в систему мировых хозяйственных связей;
- аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для продолжения проведения структурной перестройки экономики и ее сбалансированного роста;
- поиск путей взаимовыгодного сотрудничества в условиях проводимой экономической реформы;
- защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции на этапе становления в Узбекистане рыночных отношений.
В настоящее время Узбекистан осуществляет внешнюю торговлю более чем со 120 странами мира. Во внешнеторговых связях Узбекистана выделяются два основных направления:
- со странами СНГ,
- со странами дальнего зарубежья.
Традиционные внешнеторговые связи Узбекистана со странами СНГ после развала СССР претерпели существенные изменения и имели тенденцию к значительному снижению (на 50%) в 1994-97 гг. Однако начиная с 1997 г. наблюдается рост товарооборота Узбекистана с бывшими советскими республиками. В настоящее время крупнейшими торговыми партнерами Узбекистана среди стран Содружества являются: Россия (18% всего внешнеторгового оборота Узбекистана), Казахстан (4,4%) и Украина (3,6%).
Все участники Содружества (даже Россия и Узбекистан, которые наименее заинтересованы в торговле в рамках СНГ) сохраняют определенную экономическую "зависимость" от торгового сотрудни- чества в постсоветском пространстве. Экономические интересы стран-участниц объясняются следующими обстоятельствами:
- ни одна из стран Содружества не сможет в ближайшее время найти такой рынок (как для экспорта, так и для импорта), как рынок СНГ. Существует еще множество экономических и социальных условий, служащих интересам развития экономического сотрудничества в рамках СНГ, вытекающих из сущности преобладавшего общесоюзного разделения труда и прежней экономической политики;
- технологическое и техническое состояние в основных отраслях (особенно в промышленности) стран-участниц также является фактором, укрепляющим экономические связи;
- стратегическая внешнеторговая политика стран Содружества, когда каждая из них старается найти незаполненную нишу международных рынков, также приведет к региональному согласованию торговых доктрин. Важное значение для Узбекистана имеет развитие внешнеторговых связей Узбекистана со странами дальнего зарубежья. Ведущими торговыми партнерами здесь являются: Республика Корея (13,4% всего внешнеторгового оборота Узбекистана), Германия (5,5%), США (4,2%), Великобритания (3,9%) и Турция (3,6%).
Географически основные внешнеторговые связи Узбекистана направлены прежде всего в Европу (62%) и Азию (32,3%).
Товарная структура как экспорта, так и импорта по сравнению с предыдущим периодом существенных изменений не претерпела, что видно из следующих данных:
Таблица 10
Динамика товарной структуры экспорта и импорта в 1996-1997 гг.
В % к 1996 г.
В % к итогу
ЭКСПОРТ в т о м ч и с л е:
хлопок-волокно продовольственные товары химическая продукция и пластмассы энергоносители черные и цветные металлы машины и оборудования услуги прочие
ИМПОРТ в т о м ч и с л е:
машины и оборудования продовольственные товары
95,6
90,3 79,8 68,4 1,9p. 124,9 2,1p. 95,2 76,1
95,8
122,9 62,8
100
36,0 3,8 1,7 12,0 4,6 6,3 8,2 27,4
100
45,9 19,3
За годы независимости Узбекистана появились и определенные тенденции в структуре экспорта и импорта, что отражено в следующей таблице:
Таблица 11
Товарная структура эспорта и импорта в 1997 г. в процентах
Экспорт
Импорт
Хлопок-волокно Продовольственные товары Химическая продукция и пластмассы Энергоносители Черные и цветные металлы Машины и оборудования Услуги Прочие В с е г о
36,0 3,8 1,7 12,0 4,6 6,3 8,2 27,4 100,0
- 19,3 12,5 7,5 7,5 15,9 7,5 6,7 100,0
Основной объем экспорта хлопка-волокна приходится на страны дальнего зарубежья (87,3% от общего объема экспорта хлопка-волокна), на страны ближнего зарубежья - только 12,7%; большая часть вывоза продовольственных товаров (97,5%) приходится на страны СНГ, то же по энергоносителям - 97,5%. Одной из причин перераспределения экспортных поставок в пользу дальнего зарубежья является различие в уровне мировых цен и цен на рынках СНГ. Товары, по которым на рынках СНГ цены существенно ниже мировых, активно перемещаются на рынки дальнего зару- бежья.
В общем объеме экспорта за годы реформ доля машин и оборудования увеличилась в 2,1 раза по сравнению с долей черных и цветных металлов - в 1,2 раза, энергоносителей - в 1,9 раза.
По импорту в страну поступают необходимые для модернизации производства технологии, машины и оборудование, а также продукция потребительского назначения, широкий приток которой способствует насыщению внутреннего рынка. Импорт машин и оборудования составил 45,9% от общего объема и увеличился по сравнению с прошлым годом в 1,2 раза. Продовольственные товары составляют в импорте всего 19,3%, и их поставка снизилась в прошлом году на 37,2%.
В импортных поступлениях доля машин и оборудования из дальнего зарубежья составила 81,4%, продовольственных товаров - 80,7%; больший объем импортных поступлений черных и цветных металлов приходится на страны СНГ - он составил 68,7%.
Значительную долю в экспорте и импорте республики занимают услуги, значительный объем которых составляют услуги железнодорожного и воздушного транспорта, туризм и переработка продукции. По экспорту они составляют 8,2%, по импорту - 7,5% от общего объема.
В результате проводимой правительством политики в отношении импортозамещения снизилась доля завозимых продовольственных товаров с 29,5% в 1996 г. до 19,3% в 1997 г. В то же время удельный вес машин и оборудования в импортных поставках составил 45,9%. Возрастающий объем импорта машин и оборудования является отражением политики индустриализации, а также активной политики по поддержанию прямых иностранных инвестиций в создание, модернизацию и увеличение производящих предприятий.
Развитие внешнеторговых связей Узбекистана осуществляется на основе реальных потребностей национальной экономики, находящейся в процессе осуществления рыночных реформ. В то же время оно нацелено на интеграцию Узбекистана в мировую экономику, занятие страной достойного места в ряду развитых стран мира.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Международная торговля, мировой рынок, политика протекционизма, международные экономические отношения, система мировых цен, встречные сделки, фритредерство, таможенный тариф и таможенные пошлины, контингентирование, квотирование, лицензирование, внешнеторговый мультипликатор.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое мировая цена и каковы особенности системы мировых цен? 2. Чем обусловлена объективная необходимость международной торговли? 3. Какие формы встречной торговли вы знаете? 4. Что вы можете сказать о количественных ограничениях? 5. В чем суть внешнеторгового мультипликатора и как он исчисляется? 6. В каких направлениях развиваются внешнеторговые связи Узбекистана со странами СНГ и дальнего зарубежья?