Именно ООН может обеспечить консенсус в отношении путей развития международного экономического сотрудничества, расширения и совершенствования мирохозяйственных связей. Без целенаправленных и продуманных усилий, без корректировки стихийного развития мирового сообщества, без введения элементов глобальной управляемости экономических отношений дальнейшее развитие цивилизации уже немыслимо. Человечество пока серьезно не задумывалось над проблемой пределов экономического роста и конечности ресурсов.
Настало время качественной перестройки процесса антропогенеза, т.е. поиска нового места человека в природе.
2. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭКОНОМИКЕ РАЗОРУЖЕНИЯ
Одним из непременных условий решения глобальных экономических проблем было и остается сохранение мира на земле.
Во всех развитых странах имеются военно-промышленные комплексы, обладающие огромными вооруженными силами, на содержание которых расходуются колоссальные средства. Для того, чтобы поставить все эти ресурсы на мирную службу человечеству, необходимо разработать не просто теорию конверсии, а теорию экономики демонтажа военно-промышленных комплексов, в которой конверсия будет являться всего лишь одним из звеньев.
Актуальность этой проблемы бесспорна, но пути ее решения весьма сложны и неоднозначны. Вопрос упирается прежде всего в интересы многомиллионной армии людей, занятых в этой сфере. Они находятся в более предпочтительных условиях, чем те, кто трудится в гражданских от- раслях экономики, имеют более высокую оплату труда.
Необходимо учитывать не только материальную инфраструктуру гонки вооружений, но и множество других компонентов милитаризма, опутавших гражданское общество.
Казалось бы, с окончанием холодной войны пришло время для этого процесса. Но это пока всего лишь иллюзия. Исчезновение идеологического противостояния привело к некоторому сокращению военных расходов, однако все еще в небольших масштабах. Около 30 миллионов человек по всему миру по-прежнему служат в вооруженных силах.
Остаются огромные арсеналы ядерного оружия, которого хватит, чтобы многократно уничтожить все живое на нашей планете. И в это же время в горячих точках по всему миру происходят десятки военных конфликтов.
Одной из наиболее серьезных проблем этого столетия является степень милитаризации общества. В промышленно развитых странах разработка дорогостоящих и совершенных вооружений зачастую прямо связана с общим развитием технологического прогресса. По состоянию на 1990 г. из пяти- семи миллионов человек, которые работали в научно-исследовательских отраслях, около 1,5 млн приходится на военный сектор.
Проблема прекращения производства вооружения наталкивается на противоречивые интересы разных государств и различных слоев общества. Массированное производство военной техники, навязывание ее как предмета продажи партнерам и соседям поддерживали устойчивость ряда национальных экономик.
Резкое изменение международного политического климата не отразилось в виде соответствующего резкого снижения военных расходов промышленно развитых стран. Обычной политикой является продолжение программ 70-х и 80-х годов. Приобретение нескольких видов вооружений отсрочено, а некоторые проекты прекращены.
Однако основной политикой остается "немного меньше того же самого", не прилагая при этом особых усилий по разработке совершенно новой системы безопасности.
Развивающиеся страны добились даже меньшего прогресса в сокращении военных расходов. В период с 1960 по 1987 гг. при поразительно слабой международной реакции их военные расходы росли в три раза быстрее, чем военные расходы промышленно развитых стран - с 24 до 145 млрд долларов, что соответствовало росту на 7,5% в год по сравнению с 2,8% в промышленно развитых странах. В результате этого доля развивающихся стран в мировых военных расходах выросла с 7 до 15%.
Значительная часть этих расходов (одна треть) произведена странами Ближнего Востока и Северной Африки. Остальное (ошеломляющая сумма в 95 млрд долларов ежегодно) было истрачено некоторыми из наиболее бедных стран мира.
Другая часть доходов должна быть направлена на цели международного сотрудничества, а механизмом их использования должны стать международные институты ООН, ЮНЕСКО, МБРР, МВФ и т.п.
Новый миропорядок в конце столетия немыслим без принятия широкой концепции безопасности, в которую должны быть включены новые принципы политического и экономического сотрудничества, сокращение вооружений, вопросы деградации окружающей среды, перенаселения, голода, безработицы. Совместные усилия всех стран по обеспечению стабильности в условиях мира и свободы должны осуществляться с учетом политического, экономического, социального и экологического элементов безопасности.
В течение 1987-1994 гг. промышленно развитые страны в целом сэкономили на военных расходах около 810 млрд долларов, а развивающиеся - 125 млрд, что привело к образованию заметных "дивидендов мира" в 935 млрд долларов. Трудно, однако, проследить расходование этих средств. Скорее всего сэкономленные суммы были направлены на сокращение бюджетного дефицита и на цели, непосредственно не связанные с развитием, но никак не на нужды социального развития или сохранение окружающей среды.
Если человечество хочет использовать имеющийся у него шанс, необходимо изменить характер расходования возможной экономии от сокращения военных расходов в будущем. В течение 1995-2000 гг., если удастся сохранить неуклонное снижение военных расходов на 3% в год, "дивиденды мира" могут составить 460 млрд долларов.
Концепция многостороннего "минимального сдерживания" в настоящее время является единственно разумной альтернативой, способной свести к общему знаменателю полярные позиции сторонников и противников безъядерного мира и безъядерной Европы, обеспечив мир и спокойствие на Земле.