Различают общую и предельную полезность.


Банк - финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.
Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
Схема 10



От государственных организаций, предприятий (фирм), домашних хозяйств и банков следует отличать экономические институты. Под последними понимается набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены общества, ибо эти правила оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей.
Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие, действия отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, учреждающие взаимодействие индивидов, составляющих организации.

Некоторые коллективные объединения, таким образом, могут быть как институтами, так и организациями, апример, фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.
Главная цель при выборе институтов состоит в минимизации трансакционных издержек. Термин "трансакционные издержки" введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р.Коузом (род. 1910 г.).

Эти издержки связаны не с производством непосредственно, а с сопутствующими ему затратами, такими, как: поиск информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок; издержки заключения хозяйственных договоров, контроль за их исполнением и др.

3. ПОТРЕБИТЕЛИ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.
Чтобы выяснить, почему потребитель приобретает какой-то определенный набор товаров и услуг, а не любой другой, который можно было бы составить из имеющихся на рынке товаров, нам предстоит выяснить, что такое потребности, какие именно потребности необходимо удовлетворить, как это сделать рационально, т.е.на имеющийся денежный доход получить максимальную полезность, какие факторы определяют поведение потребителя на рынке, т. е. формируют его спрос.
Потребности - это объективная нужда в чем-либо, необходимом для обеспечения жизнедеятельности человека, развития его личности. В экономической науке существуют различные критерии классификации потребностей, но поскольку речь идет об экономическом субъекте (человеке и хозяйственной деятельности), то его личные потребности подразделяются на потребности воспроизводства рабочей силы и потребности всестороннего развития личности.
Потребности воспроизводства рабочей силы отражают условия производственной деятельности человека. К ним от носятся: потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и т.д. От того, насколько полноудовлетворяется эта группа потребностей, зависит эффективность труда работника, его настроение.

Стремление полнее удовлетворять свои потребности побуждает человека постоянно и качественно трудиться, повышать свою квалификацию.
Вполне понятно, что положение человека в обществе не ограничивается производственной деятельностью.
Другая группа потребностей - потребности всестороннего развития личности - намного сложнее и многограннее, поскольку отражает все условия жизнедеятельности человека в обществе. Это потребности социально активной личности, они включают потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, культурном и эстетическом воспитании и т. д. Удовлетворение потребности всестороннего развития личности делает человека более утонченным и возвышенным, предполагает потребление особых благ и услуг (музыкальные инструменты; изучение художественной литературы, правил хорошего тона; занятия спортом, музыкой, живописью и т.п.).


Развитие и формирование потребностей человека - это процесс объективный, определяющийся действием всеобщего экономического закона возвышения потребностей. Государство в определенной степени воздействует на процесс формирования потребностей через свою социально-экономическую политику: обязательное бесплатное среднее образование; специальное высшее образование; страховая медицина; пропаганда здорового образа жизни; рациональное питание; контроль качества товаров и услуг и т.д.
Однако значительная роль в выборе товаров и способов удовлетворения потребностей принадлежит человеку: что купить и в каком количестве - решает потребитель, а именно он определяет объем и структуру потребления.
Как должен вести себя потребитель на рынке, чему отдать предпочтение?



Потребительское поведение - это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою "потребительскую корзину", т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью.
Известно, что различают общую и предельную полезность. Общая полезность - это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара.

Предельная полезность отражает степень настоятельности потребности. Допустим, потребитель собирается приобрести телевизор: потребность первой покупки очень высокая; предельная полезность второго и третьего телевизора соответственно будет ниже. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда возрастает количество приобретенных единиц этого блага. Почему?

Потому что потребитель в этом конкретном товаре (телевизоре) постепенно удовлетворяется. Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара известно под названием закона убывающей предельной полезности. Полезность - понятие субъективное, поэтому оно не поддается точному количественному измерению. Экономисты (их называют кардиналистами), пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу - ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности (utility - англ, полезность).

Совокупную полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности. Например, если потребитель покупает 10 единиц товара (яблоки), общая полезность этого количества яблок равна 10 ютилям; если покупается 11-е яблоко, то общая полезность возрастает и равняется 11 ютилям. Предельная полезность, т.е. удовлетворение от потребления дополнительного 11 яблока, определяется:



Если каждая последующая единица товара обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы товара лишь при условии снижения их цены. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса (нисходящую кривую спроса), а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить.
Потребитель - вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы получить максимальную,совокупную полезность. Он не может купить все, что ему хочется, поскольку денежный доход ограничен, а товары, которые он собирается приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель должен выбирать между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить в свое распоряжение наиболее предпочтительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.
Итак, какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести на свой денежный доход, принесет ему наибольшую полезность? Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую, т.е.добавочную, полезность.
Алгебраическое выражение правила максимизации полезности:




Иными словами, покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.
Отметим, что поскольку постоянно действует закон убывающей предельной полезности, правило максимизации полезности и логически согласующуюся с ним кривую спроса необходимо постоянно корректировать с учетом снижения Цены. Это связано с тем, что при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара снижение цены побуждает потребителя к последующим покупкам этого товара.



Содержание раздела