Каждая последующая продажа одного и того же товара возможна при условии извлечения потребителем дополнительной выгоды от снижающейся цены и неизменном доходе и сравнительно более высоких ценах взаимозаменяемых товаров. Вполне понятно, что высокая цена сдерживает покупателя, в то время как низкая цена, как правило, поощряет покупателя к приобретению товара.
Рассмотрим, как снижение цены товара приводит к двум различным следствиям, которые, в свою очередь, обусловливают рост спроса на товары.
1. Эффект дохода: если цена товара (например, яблок) падает, то реальный доход, или покупательная способность, потребителя данного товара (яблок) увеличивается. Это увеличение реального дохода проявляется в росте объема покупок различных товаров, включая яблоки. Снижение цены яблок увеличивает реальный доход покупателя, тем самым позволяет ему приобрести большее количество яблок на тот же денежный доход.
Это называется эффектом дохода.
2. Эффект замещения: снижение цены продукта (яблоки) означает, что он теперь стоит дешевле по отношению ко всем другим товарам. Поэтому покупатели будут стараться заменить более дешевым товаром (яблоками) другие товары, которые стали теперь относительно дороже. Снижение цены будет стимулировать потребителя к замещению яблоками других товаров (апельсины, бананы, груши).
Снижение цены увеличивает относительную привлекательность товара и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве. Это явление называется эффектом замещения.
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.
Итак, рассмотрев поведение потребителя на рынке с точки зрения закона предельной полезности, мы можем заметить, что хотя потребности людей многочисленны и безграничны, потребность в определенном товаре в пределах ограниченного промежутка времени может быть удовлетворена. На рынке потребность выступает как платежеспособный спрос потребителя. Спрос потребителя, его выбор находятся в зависимости от:
- цен на товары и услуги;
- размера денежного дохода;
- его вкуса и предложений.
Далее нам предстоит рассмотреть поведение потребителя на рынке с помощью кривых безразличия. Концепция кривых безразличия разработана итальянским ученым В. Парето в начале XX в., затем в 1939 г. английский ученый Д.Р.Хикс углубил ее. В основе данного метода лежит геометрическое совмещение двух типов кривых - так называемой бюджетной линии и кривых безразличия.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Например, если продукт А стоит 1,5 руб., а продукт В стоит 1 руб., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, показанные в таблице 2, при денежном доходе, равном 12 руб. Заметим, что в одном из двух крайних случаев потребитель мог бы затратить весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А (апельсины) так, что у него не осталось бы денег для приобретения продукта В (яблоки). Или отказавшись от 2 единиц продукта А и тем самым сэкономив 3 тыс. руб., он мог бы купить 6 единиц продукта Л и 3 единицы продукта В. и так далее.
Таблица 2
Единица продукта А
(цена 1,5 руб.)
Единица продукта В
(цена 1 руб.)
Суммарный расход
(руб.)
8
6
4
2
0
0
3
6
9
12
12 (=12+0)
12 (=9+3)
12 (=6+6)
12 (=3+9)
12 (=0+12)
На 15 бюджетная линия изображена графически. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товаро B(PB) к цене товара A(PA).
По определению, кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов A к B, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности.
Таблица 3
Таблица безразличия
Комбинация
Единицы продукта А
Единицы продукта В
j
12
2
k
6
4
l
4
6
m
3
8
16. Кривая потребительского безразличия
В табл. 3 и на 16 представлена кривая безразличия, включающая продукты A и B. Предпочтения потребителя таковы, что он удовлетворяет одинаковую совокупную потребность в продуктах А и В при любой их комбинации, показанной в таблице и на рисунке. Следовательно, потребителю безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.
При рассмотрении поведения покупателя с помощью кривых безразличия возникает вопрос: от какого количества одного товара готов отказаться потребитель, чтобы приобрести дополнительную единицу другого товара. Ответ на этот вопрос даст предельная норма замещения (МRS), которая показывает, в какой степени (в пределе) потребитель готов заменить один товар другим (товар A товаром B) так, чтобы получить при этом то же удовлетворение полезности.
Уменьшающийся наклон кривой безразличия отражает правило уменьшающейся предельной нормы замещения, суть которого в том, что чем меньше единиц товара A имеет потребитель, тем труднее ему отказаться от большего количества единиц товара B, чтобы компенсировать потерю товара A.
Для того чтобы иметь представление о вкусах конкретного покупателя, изображают целую серию кривых безразличия, которая называется картой кривых безразличия. Она показывает норму замещения двух товаров при любых уровнях потребления этих товаров.
Карта кривых безразличия позволяет показать на одном графике взаимосвязь товара (апельсины), количество другого товара (яблоки) и полезности. Карту кривых безразличия сравнивают с обычной географической картой, где линии уровня определяют точки местности, расположенные на одинаковой высоте над уровнем моря. Так и на карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.
Поэтому, чем выше на карте какая-то кривая безразличия, тем выше полезность, которую она отражает (17).
Итак, мы уже знаем, что бюджетная линия отражает всевозможные комбинации товаров A и B, которые может приобрести потребитель при данной величине денежного дохода и данном уровне цен на товары A и B. Если мы совместим линии потребительского бюджета и кривую безразличия, то можем определить равновесное положение потребителя.
17. Карта кривых безразличия
18. Рановесное положение потребителя
Иными словами, вопрос заключается в следующем: какая из этих доступных потребителю комбинаций окажется для него наиболее предпочтительной? Ответ: такая, которая приносит ему наибольшее удовлетворение или наибольшую полезность.
На 18 комбинация, максимизирующая полезность потребителя, или равновесная комбинация продуктов A и B, окажется в точке X, в которой бюджетная линия касается кривой I3.