Фискальная и денежная политика


в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком. Внешние эффекты могут иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкретный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты, например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т. п.
Для решения вышеперечисленных задач в распоряжении государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся:
- фискальная и денежная политика;
- социальная политика и политика регулирования доходов;
- внешнеэкономическая политика.
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая - с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные и множество других проблем.
Фискальная политика - важнейший инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента - чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части государственного бюджета - превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объемы национального производства и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но и она может быть обоюдоострой.

Без отлаженной регламентированной денежной политики борьба с инфляцией обречена на неудачу.
Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости и т.п. К социальной политике относятся и деятельность государства в области образования, медицины, культуры и т.д.
В числе важных инструментов экономической политики - государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д.
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны, и при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, зменение в государственных расходах и налогах, т.е. в Фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта.

Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.
Для истории становления и развития рыночной экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли государства в экономике к периодам его постоянного сужения и обратно. Не выработано единства мнений по вопросам государственного вмешательства в экономику и в экономической науке. Более того, среди западных экономистов постоянно ведутся жаркие споры о том, решение каких проблем следует оставить рынку, а какие возложить на государство.



Д.С.Милль, представитель классической политической экономии, писал, что едва ли можно найти общее оправдание для всех многочисленных функций государства, кроме одного всеобъемлющего - целесообразности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Агенты рыночной экономики, субъектная структура рыночного хозяйства, предприятие и фирма, домашнее хозяйство, банк, государство, экономические цели и функции государства, потребности, полезность, кривые безразличия, предельная норма замещения, бюджетная линия, эффект дохода, эффект замещения, "народное предприятие", кооперативы, акционерные компании, закрытые общества, малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес, закон убывающей предельной полезности, равновесное положение потребителя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ



1. Можете ли вы изложить современную классификацию предприятий (фирм)?
2. Какие вы можете назвать достоинства и недостатки основных организационно-правовых форм предприятия?
3. Каковы причины выживания мелкого бизнеса?
4. Дайте определение потребности и раскройте ее виды.
5. Чем определяется экономическая необходимость государства и каковы его функции?



Содержание раздела