Предел может регулироваться и устанавливаться государством.


Такая система предполагает не только деятельность государственных органов, но и развитую систему организации и самоорганизации трудящихся в лице профсоюзов, ассоциаций трудовых коллективов и других органов, представляющих интересы наемных работников или трудящихся, являющихся хозяевами своих предприятий. Во-вторых, общество через систему государственных органов и иные общественные структуры гарантирует законодательную и иную социальную защиту режима рабочего дня, рабочей недели, рабочего года, благоприятных условий для сохранения длительной трудоспособности при высокой эффективности труда.
В-третьих, общество гарантирует развитие социально-культурной сферы с приоритетным учетом требований социальной защищенности населения. В частности, эта задача реализуется на основе благоприятных условий ежедневного, еженедельного и ежегодного отдыха путем развития необходимой системы учреждений, инфраструктуры отдыха.
Следующим направлением является охрана здоровья, развитие просвещения, образования и высокий уровень культуры, предполагающий общедоступность ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в общественной собственности.
Социальная защита населения обеспечивается следующими видами социальной помощи:
- пенсии;
- пособия;
- льготы, преимущества и услуги;
- единовременная (несистематическая) материальная помощь.
Объектами социальной защиты являются:
- лица пенсионного возраста;
- инвалиды;
- дети, потерявшие кормильца;
- дети из малообеспеченных семей;
- безработные;
- беременные женщины и неработающие матери, осуществляющие уход за малолетними детьми;
- временно неработающие по болезни;
- учащаяся молодежь;
- трудоспособные неработающие граждане, осуществляющие уход за нетрудоспособными.
Пенсионеры - это лица, потерявшие способность к труду вследствие достижения пенсионного возраста или инвалидности, а также дети, потерявшие кормильца (сироты). Социальная защита этого круга лиц достигается системой пенсионного обеспечения.
Безработные - это трудоспособные лица, по различным причинам потерявшие работу и желающие трудоустроиться. Социальная защита этого круга лиц достигается системой пособий по безработице.
Дети из малообеспеченных семей - это лица, не достигшие трудоспособного возраста в семьях, совокупный доход на каждого члена семьи в которых меньше официально установленного прожиточного минимума. Социальная защита этого круга лиц достигается системой пособий на детей.
Социальная защита населения обеспечивается через систему страхования старости, потери трудоспособности или утраты кормильца (пенсионное обеспечение, в том числе частное пенсионное обеспечение), социальных выплат малообеспеченным семьям (пособие на детей), социальной поддержки временно неработающим (пособия по безработице), предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям населения с учетом их материальной обеспеченности и заслуг (социальная помощь в виде патронажных услуг, предоставление продуктов, топлива и др.), охраны материнства (предоставления дородовых и послеродовых отпусков), страхования здоровья (медицинское страхование, пособие по временной нетрудоспособности), материальной поддержки учащейся молодежи (стипендии), предупреждения инвалидности и восстановления трудоспособности (реабилитация инвалидов, протезно-ортопедические центры).


Государство регулирует уровень социальной защиты населения через систему законодательных и подзаконных актов, определяет уровень прожиточного минимума и с учетом его устанавливает минимальные размеры оплаты труда, социальных выплат, страховых взносов и виды социальной помощи (льготы), координирует деятельность служб, задействованных в социальной защите. Однако наиболее эффективная роль государства в регулировании уровня социальной защиты населения заключается в стимулировании создания дополнительных рабочих мест, в том числе для инвалидов, в помощи населению в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении уровня квалификации.
Учитывая, что система социальной защиты должна быть направлена на предотвращение падения уровня жизни до полного обнищания, вводится понятие "бедности", определяется черта бедности и исходя из этого - критерия "нуждаемости" в социальной помощи.


Бедность определяется как уровень жизни ниже установленного стандарта, преобладающего в обществе в целом. Черта бедности варьирует в зависимости от времени и места. Нижним пределом бедности (абсолютная бедность) является уровень, за которым человек не может существовать.

Этот предел не подлежит регулированию.
Верхним пределом бедности (относительная бедность) является уровень, не превышающий средний уровень жизни в данном конкретном обществе в целом. Этот предел может регулироваться и устанавливаться государством.
Разница между абсолютной и относительной бедностью определяет степень социальной защищенности населения, то есть чем больше это расстояние, тем благополучнее общество как в экономическом, так и в социальном плане. Следовательно, относительная бедность представляет собой официально установленный государством минимальный прожиточный уровень.
Нуждаемость - это необходимость в удовлетворении основных потребностей. С точки зрения социальной защиты нуждаемость предполагает необходимость доведения доходов конкретного лица от уровня бедности до уровня прожиточного минимума, официально установленного государством. Удовлетворение нуждаемости обеспечивается совокупностью различных видов социальной помощи.
Совокупность всех видов социальной помощи, с учетом личных доходов, не должна ни превышать, ни быть меньше официально установленного прожиточного минимума. Несоблюдение этого условия приведет к развитию иждивенчества или дискредитации понятия социальной защиты.
Виды социальной защиты, а также размеры материальной поддержки устанавливаются с учетом экологической обстановки на местности, связи с сельским хозяйством и промышленностью. При этом порядок предоставления и ее размеры не должны способствовать развитию иждивенчества.
При формировании системы социальной защиты населения, перспектив ее развития и этапов становления необходимо учитывать состояние и возможные изменения демографической ситуации. Так, особенность демографической ситуации в Узбекистане заключается в том, что около половины его населения является нетрудоспособным. Однако в отличие от стран, расположенных в европейской части бывшего СССР, около 80 процентов нетрудоспособного населения республики составляют дети, то есть около 9,5 млн. человек не достигли трудоспособного возраста и при этом сохраняются высокие темпы естественного прироста населения.
Социальная защита населения, не достигшего трудоспособного возраста, должна обеспечить нормальное физическое и духовное развитие личности, позволяющее адаптироваться в условиях рынка.
Главный принцип социальной защиты - предоставление помощи каждому индивидууму или семье в зависимости только от оценки их дохода, уровня благосостояния, качества и продолжительности общественно полезного труда. Система должна поддерживать и оказывать помощь лицам, живущим за чертой бедности, и одновременно поощрять стремление граждан обеспечить свою социальную защиту в старости и при потере трудоспособности.
Основными потребителями социальной защиты в Узбекистане являются нетрудоспособные граждане, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы - лица, потерявшие способность к общественно полезному труду, и лица, не достигшие трудового возраста. В связи с этим целесообразно выделить два главных вида социальной помощи:
- помощь в виде пенсий;
- помощь в виде пособий.
Ключевым звеном в системе социальной защиты пожилых людей, инвалидов и семей, потерявших кормильца, является пенсионное обеспечение. Оно выполняет несколько функций, важнейшая из которых - компенсация при утрате трудоспособности.
Развитие рыночных отношений в число главных выдвигает функцию пенсии как прямого результата трудового вклада в развитие общества, государственного, кооперативного и частного сектора в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, торговле и др.
Система пенсионного обеспечения должна стимулировать к увеличению пенсионного возраста, стремлению реабилитации инвалидности, снижению травматизма и профессиональной заболеваемости. Размер пенсионного обеспечения должен зависеть от продолжительности и интенсивности труда.
В Узбекистане осуществлен ряд мероприятий, направленных на усиление социальной защиты пенсионеров. В сентябре 1993 года принят первый национальный Закон "О государственном пенсионном обеспечении граждан". Закон усилил зависимость размеров пенсий от суммы взносов на социальное страхование и тем самым значительно приблизил пенсионное законодательство к стандартам развитых стран.
В целях создания единой финансовой основы системы социальной защиты в Узбекистане с 1993 г. функционирует Фонд социального страхования. Фонд осуществляет финансирование на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и социальных пособий.
Важным направлением социальной защиты пенсионеров является определяющий рост пенсий над минимальной заработной платой.



Содержание раздела