Макроэкономическая стабилизация есть жизненно необходимый этап создания соответствующих условий и предпосылок для оживления экономики и ее структурных преобразований, активизации инвестиционной деятельности, увеличения числа рабочих мест, роста реальных доходов населения. Стабилизационная политика - это прежде всего целенаправленная программа по поддержанию макроэкономического равновесия, по недопущению обвального спада производства и массовой безработицы, обеспечению управляемого уровня инфляции и денежной массы, сохранению платежного баланса.
Страны, осуществляющие программы мероприятий по корректировке экономики, обычно отличаются высоким уровнем инфляции, медленным экономическим ростом и неравновесием внешнего баланса. В значительной степени эти проблемы могут быть следствием нежелательных процессов движения денежных агрегатов. Цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы рост ликвидности внутри страны соответствовал целям ее правительства в отношении экономического роста, инфляции и платежного баланса.
В этом контексте меры контроля денежных агрегатов играют в программах мероприятий по корректировке экономики особо важную роль.
С точки же зрения стратегии стабилизации экономики основная роль денежно-кредитной политики состоит в предотвращении чрезмерных расходов. Однако в более широком смысле финансовая политика самым существенным образом определяет степень эффективности использования ресурсов в экономике, оказывая влияние на мобилизацию и использование финансовых средств.
Инструменты кредитно-денежной политики
Для проведения денежно-кредитной политики необходимо установить связь между инструментами этой политики, которыми пользуется правительство страны, и целями этой страны в отношении экономического роста, инфляции и платежного баланса. Нередко вместо того, чтобы установить непосредственную связь между инструментами и целями, рассматривается промежуточная цель, например, деньги или кредит. Использование промежуточной цели дает возможность осуществить двухэтапный процесс, в ходе которого особое внимание обращается на определение надлежащего размера денежной массы и на использование инструментов денежно-кредитной политики с тем, чтобы денежные агрегаты не превышали этот размер.
Инструменты денежно-кредитной политики могут быть разделены на два основных типа:
1) прямого контроля: к ним относятся меры прямого контроля за ценами финансов (процентные ставки) или за их количеством (депозиты или кредиты) в финансовых институтах; используются они преимущественно для регулирования банковских систем;
2) косвенные инструменты: последние влияют на поведение финансовых институтов при помощи рыночных механизмов, воздействуют первоначально на баланс самого Центрального банка или на цену (процентные ставки) финансовых механизмов Центрального банка; используются они преимущественно в финансовых системах, проходящих стадию либерализации, или свободных.
Инструменты прямого регулирования
Инструменты прямого контроля, как правило, имеют форму директив, издаваемых Центральным банком в целях контроля количества или цены (процентная ставка) денег, депонированных в коммерческих банках, и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.
Преимущества мер прямого контроля заключаются в следующем:
- они могут являться эффективным способом для Центрального банка, позволяющим контролировать цену или максимальный объем депозитов или кредитов, в особенности в условиях временного кризиса;
- они могут представлять наиболее эффективный или осуществимый подход в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или недостаточной технической способности Центрального банка осуществлять косвенный монетарный контроль.
Вместе с этим существует ряд недостатков мер прямого контроля:
- индивидуальные меры контроля, применяемые к каждому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках, от которой могли получить преимущества как заемщики, так и депоненты. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам;
Постоянные механизмы, позволяющие банкам заимствовать средства у Центрального банка, являются своеобразным "защитным клапаном" и обычно создаются таким образом, чтобы не допускать их частого использования, хотя и устанавливают верхнюю границу рыночных процентных ставок.
3. СУЩНОСТЬ РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Резервные требования представляют процентную долю обязательств (или их производной), которую коммерческие банки обязаны хранить в качестве резервов в Центральном банке. Увеличение резервных требований вынуждает коммерческие банки держать в Центральном банке большие остатки средств. Исторически последние рассматривались центральными банками в качестве пруденциальных (экономических) инструментов, обеспечивающих достаточную ликвидность банков на случай снятия депозитов, а не в качестве инструментов денежно-кредитной политики. Однако значение обязательных резервов как пруденциального инструмента уменьшилось по меньшей мере в наиболее развитых странах, потому что:
1) стремление уменьшить элемент принуждения, заложенный в резервных требованиях, в целом привел к снижению их уровней до такой точки, на которой они не могут являться важным буфером ликвидности;