Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этим требованиям. Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в директивно-нормативной экономике, где условия функционирования рынка были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Отсюда заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражало реальность, либо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать.
Таким образом, рынок в административной экономике был серьезно деформирован.
Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:
1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
3) монополизм производителя (большинство предприятий были единственными изготовителями той или иной продукции) и торговца;
4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция - нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т.д. ;
6) расцвет теневой экономики, "серого" и "черного" рынков;
7) развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;
8) замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;
9) деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
10) отсутствие у потребителя права выбора товара.
Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать нормальные условия для функционирования рынка и последующего его развития.
Такими условиями являются:
1) наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, абсолютный доступ всех хозяйственников к конкуренции и свобода выхода из нее;
2) достаточное количество производителей (не менее 15 - 20 изготовителей однотипной продукции);
3) свобода выбора партнеров по хозяйственным связям; их равновесие, самостоятельность, независимость и ответственность; возможность самостоятельно заключать контракты и договоры, размещать и принимать заказы; производство на так называемый (условно) неизвестный рынок; возможность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирование и др.), т.е. свободная купля-продажа;
4) право рыночных субъектов самим устанавливать цены (это не жесткое условие, либо классический рынок как бы задает извне "невидимой рукой" цену покупателям и продавцам); наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, но не устраняющая рынок;
5) свободное маневрирование ресурсами; их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию; свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка как обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;
6) полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка;
7) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.
Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу.
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется.
Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.
В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.