Графики эластичности спроса


Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.
Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:
- издержки производства известны: если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше - по текущим ценам;
- цены на товары-заменители установлены;
- предполагается, что изменение цены - единственно возможный путь.
Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение - вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.
Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.
Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.



Где - эластичность предложения по цене; - изменение объема предложения, %; - изменение цены, %.
Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.
Различают пять вариантов эластичности предложения (см. 6).


6. Графики эластичности спроса

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:
- кратчайший (все факторы постоянны);
- краткосрочный (отдельные факторы переменны);
- долгосрочный (все факторы переменны).
Эта периодизация была предложена А.Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен.

Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.


На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и других факторов. Оно может представлять три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателя.

Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.
Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен.

Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.
Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения - с другой, равновесием спроса и предложения.

3. РАВНОВЕСИЕ РЫНКА. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.
Рассмотренные нами ранее функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (см. 7).

Равновесная цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил.

Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.


Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.


7. График рыночного равновесия

Рассмотрим сначала устойчивое равновесие. Существуют два основных подхода к анализу поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса - Хикса и гипотеза А.Маршалла.
Гипотеза Вальраса - Хикса. В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос.

И наоборот: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.


8. Перемещения кривой спроса

На графике ( 8а) кривая спроса перемещается от DD' к положению D1D1'. При цене Р1 спрос будет избыточным - Р1М. Р2станет новой ценой, ведущей к равновесию.

Процесс адаптации на рынке вызовет одновременно рост цен и увеличение количества товара. Это положение устойчивого равновесия. Как видно на рисунке, кривая предложения имеет позитивный наклон.

Однако у кривой предложения возможны варианты негативного наклона.
На 8a кривая спроса перемещается из положения DD' к положению D1D1' - Количество запрашиваемого товара по старой цене Р1 равно QQ2, в то время как предлагаемое количество равно QQ1. Избыток спроса составляет Q1Q2.
Новая цена (равновесная) будет равна Р2 что ниже, чем Р1 Как видно из рисунка, избыток спроса не ликвидируется. Линии, отражающие состояние цен и объемы товара, перемещаются в сторону от этой точки. Возникает положение неустойчивого равновесия.
На 8a кривая спроса перемещается из положения DD' к положению D1D1' - В этом случае при цене Р1 сохраняется избыток спроса Q1Q2. В соответствии с гипотезой Вальраса - Хикса цена начнет повышаться. Новой точкой пересечения кривых спроса и предложения будет Р2.

Эта цена станет ценой стабильного равновесия.
Гипотеза А.Маршалла. В том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить заданное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами.
Рассмотрим изменение наклона кривой спроса и кривой предложения.
Перемещение кривой спроса вправо (от DD' к D1D1') вызовет увеличение выпуска продукции, если наклон кривой предложения будет позитивным (8а). При избыточной цене спроса P1N рост производства выразится в перемещении от QQ1 к QQ2. В данном случае налицо устойчивое равновесие.
Динамичный анализ стабильности учитывает развитие процесса адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие будет стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена будет приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса - Хикса) или количество товара будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза А.Маршалла).
Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величины спроса и предложения. Рассмотрим ситуацию с точки зрения временных характеристик. Таким примером является паутинообразная модель (9).
Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.
Возможно несколько вариантов:
1. Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.


9. Графики паутинообразной модели

На 9а - DD' показывает цены, по которым реализовывались в течение периода t1 различные количества товаров; OO' показывает количество товара, продававшееся по различным ценам в течение периода t1;DD' - кривая, показывающая движение цен; OO' - кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции.
В периоде t1 предлагалось количество товара QQ1; по сравнительно низкой цене P1.
Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравнительно небольшого количества товара, которому впоследствии соответствует цена P2, более высокая, чем P2.
Цена P2 побуждает производить больше товаров Q3, которым соответствует уже более низкая цена P3. Данный процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят через стадии Q2P2Q3P3.

Такая ситуация характеризует случай - равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен относительно цены равновесия (рис 10а).
2. Наклон кривой предложения круче кривой спроса.
9б показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет.
Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (рис 10б).



Содержание раздела