По субъектам:
- рынок покупателей;
- рынок продавцов;
- рынок государственных учреждений;
- рынок промежуточных продавцов-посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
В пространственном разрезе выделяют:
- местный (локальный) рынок;
- региональный рынок;
- внутренний рынок;
- внешний рынок;
- национальный рынок;
- мировой рынок.
По формам контакта различают:
- рынки на личном контакте;
- рынки на безличностном контакте.
По уровню насыщения:
- равновесный рынок;
- дефицитный рынок;
- избыточный рынок.
Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России и Узбекистана это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы).
Аудиторская экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток - крайне малый срок обучения.
Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.
Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ.
Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В настоящее время используется несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":
- зоны свободного предпринимательства (ЗСП);
- зоны свободной торговли;
- экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);
- производственные зоны в регионах;
- свободные порты;
- свободные банковские зоны.
Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком, как правило, на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату и др.).
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают японские ТНК, США и Западная Европа.
В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.
Инфраструктуру рынка можно представить в виде схемы 7.
Схема 7
5.БИРЖИ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Институт бирж существует уже много веков. Слово "биржа" латинского происхождения и означает буквально "кожаный кошелек". Возникли биржи в XVI в. как специальные места сбора коммерсантов для совершения торговых операций. Первая биржа учреждена в Антверпене в 1531 г., другая - в Лондоне в 1566 г., третья - в Нью-Йорке на Уолл-стрит в 1792 г. В России первую биржу учредил Петр I в Санкт-Петербурге в 1703 г.
В чем преимущества биржевой торговли по сравнению с обычной (между индивидуальными производителями и потребителями без включения в процесс торговли каких-либо посредников)? Биржевая торговля позволяет продавцам и покупателям определенного товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад. Кроме того, она обеспечивает механизм установления цены.