Совокупный спрос и масштабы национального производства
Объясните эту зависимость.
Покажите на примерах, используя график совокупного предложения, каким образом влияют на совокупное предложение различные неценовые факторы.
Что вы понимаете под равновесным уровнем цен и равновесным объемом производства? Покажите также на графике.
Если совокупный спрос увеличивается под воздействием неценовых факторов, что происходит с равновесным уровнем цен и равновесным объемом производства? Предполагается, что экономика функционирует на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения.
Если совокупное предложение уменьшается под воздействием неценовых факторов, что происходит с равновесным уровнем цен и совокупным спросом? Предполагается, что экономика функционирует на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения.
Литература Основная
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 22-23, с. 169-185.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 11, c. 176-189, гл. 13, с. 209-223.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 12-13, с. 265-272, 282-286.
Дополнительная
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 7, с. 131-156, гл. 11, с. 228-250.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 23-24, с. 412-450.
Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 20, с. 387-398.
Курс экономической теории: Учебное пособие / Рук / авт. кол. А.В. Сидорович. - М.: Изд-во "ДИС", 2001. - Гл. 21, с. 230-244, гл. 23, с. 254-261.
ТЕМА 8. ФОРМИРОВАНИЕ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства.
8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы.
8.3.Равновесный объем производства. Изменение равновесного ВВП и мультипликатор.
Важнейшие термины и понятия.
Вопросы для повторения и задания.
Список рекомендуемой литературы.
8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства В предыдущей теме была рассмотрена макроэкономическая модель AD-AS (модель "совокупный спрос - совокупное предложение"). Она объясняла механизм формирования уровня цен в результате взаимодействия факторов совокупного спроса и совокупного предложения, механизм адаптации экономики к изменениям совокупного спроса и совокупного предложения. Перейдем к рассмотрению другой макроэкономической модели - простейшей модели формирования уровня национального производства. В этой модели выделяются важнейшие факторы, влияющие на уровень национального производства и в общем виде объясняется механизм воздействия совокупного спроса на уровень ВНП и национального дохода. Она известна также как стандартная кейнсианская модель совокупного спроса.
Если коротко суммировать, то основные идеи этой модели совокупного спроса состоят в следующем:
Совокупный спрос рассматривается в качестве наиболее активной и изменчивой макроэкономической переменной. Совокупный спрос непосредственно формируется под воздействием наших потребностей, точнее потребностей субъектов рыночной экономики. В свою очередь, масштабы совокупного спроса формируют уровень национального производства. Уровень национального производства определяет уровень национального дохода ( 8.1).
8.1
Важнейшим положением кейнсианской модели совокупного спроса является положение о необходимости государственного макроэкономического регулирования. Доказывается, что с помощью мер государственного регулирования, в частности с помощью государственных расходов, можно стимулировать или тормозить расширение совокупного спроса и тем самым воздействовать на уровень национального производства.
Предполагается, что экономика функционирует на кейнсианском отрезке кривой совокупного спроса. Это означает, что в экономике имеются неиспользуемые ресурсы, в частности существуют безработица и незагруженные производственные мощности.
С изменением совокупного спроса цены не меняются, являются постоянными. Это означает также, что в модели совокупного спроса анализируется короткий период. В макроэкономическом смысле коротким считается период, когда цены негибкие, т.е. не меняются.
Структура совокупного спроса - это структура совокупных расходов. В открытой экономике с участием государства совокупные расходы включают потребительские расходы (С), инвестиционные расходы (I), государственные закупки (G), чистый экспорт (NX):
<
p>
AD = C + I + G + NX.
В данной модели, которая является краткосрочной макроэкономической моделью, инвестиционный спрос рассматривается как автономный, то есть независимый от уровня дохода, формирующегося в экономике.
Модель совокупного спроса исходит из того, что существует тождество совокупных расходов (AD), объема производства (GDP), совокупного дохода (Y). В частности, это означает, что мы будем использовать понятия продукт и доход как взаимозаменяемые. Это тождество вытекает из модели экономического кругооборота, рассмотренной нами в теме 2. (Упрощенная модель экономического кругооборота представлена на 8.1.)
AD = Y = GDP
Одна из важнейших целей данной темы - ознакомиться более подробно с кейнсианской моделью совокупного спроса, выделив отдельно роль каждого элемента совокупного спроса. Для начала выделим в составе совокупного спроса два важнейших элемента, потребительский спрос и инвестиционный спрос, то есть рассмотрим закрытую экономику (без внешней торговли) и без участия государства (без государственных расходов и доходов).
AD = C + I
Это означает, что мы абстрагируемся от государственных расходов (G) и чистого экспорта (NX). Исключение последних двух элементов совокупного спроса на начальном этапе анализа мало что меняет. Потребительские и инвестиционные расходы составляют 75-85% совокупного спроса в развитых рыночных экономиках, то есть его большую долю.
Впоследствии мы усложним модель совокупного спроса, включим в анализ государство и внешнеэкономический сектор.
8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы
Потребительский спрос.
Инвестиционный спрос.
Совокупный спрос.
Потребительский спрос Важнейшим элементом совокупного спроса является потребительский спрос.
Потребительский спрос (С) представляет собой запланированные совокупные расходы населения, домашних хозяйств, на покупку предметов потребления и потребительских услуг, то есть таких товаров и услуг, которые удовлетворяют личные потребности человека.
Потребительские расходы населения многочисленны и разнообразны, люди покупают продукты питания, дома, машины, одежду, ходят в театр и на футбол, повышают свою квалификацию на курсах иностранного языка и т.д. Большую часть своих доходов люди тратят на потребление, но не все доходы идут на потребление. Часть доходов сберегается населением; эта часть представляет собой сбережения. Люди откладывают средства по разным причинам.
Одни копят средства для покупки квартиры, другие откладывают деньги для поездки на море в очередной отпуск, третьи покупают облигации и акции предприятий. Итак, весь доход общества (Y) используется на потребление (С) и сбережения (S), а потребительские расходы - это разница между доходом и сбережениями.
Y = C + S, C = Y - S.
Очевидно, что в масштабах экономики потребительские расходы меньше национального дохода и ВВП. Например, в России в 1998 г. расходы на конечное потребление измерялись суммой в 2048 трлн. руб., что составляло 79,8% ВВП страны. Соответственно остальные 518 трлн. руб., или 20,1% ВВП, представляли собой сбережения (S).
В 1990-е гг. доля потребления в ВВП России увеличивалась, а доля сбережений уменьшалась ( 8.2).
8.2
Рассматривая масштабы потребления, необходимо иметь в виду, что в конечном потреблении потребительские расходы домашних хозяйств, то есть те расходы, которые в модели совокупного спроса представляют собой собственно потребительский спрос (С), составляли меньшую сумму. Дело в том, что в конечное потребление входят также расходы государственных учреждений на потребление. Таким образом, собственно потребительский спрос (С) в России в 1998 г. измерялся суммой в 1507 трлн. рублей, что составляло 59% ВВП.
Из предыдущей темы мы знаем, что важнейшими факторами, влияющими на масштабы потребительского спроса, являются:
уровень доходов населения, его благосостояние;
ожидания потребителей;
задолженность потребителей;
изменения в налогообложении.
С учетом того, что было сказано об использовании доходов населения на потребление и сбережения, мы можем выделить еще один важный фактор, влияющий на масштабы потребительских расходов, - это пропорция деления доходов на потребление и сбережения. В экономической теории вводятся специальные коэффициенты, отражающие это деление, - предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.
Предельная склонность к потреблению (с) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение потребительских расходов. Другими словами, это величина, на которую возрастает потребление при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.