Предельная склонность к потреблению


Рассчитывается предельная склонность к потреблению путем деления прироста потребительских расходов на прирост дохода. Например, если доход в экономике увеличился на 100 млрд. руб., а потребительские расходы выросли при этом на 75 млрд. руб., то предельная склонность к потреблению (с) будет равна 0,75. Очевидно, что (с) больше нуля, но меньше единицы (0 c 1).
Предельная склонность к сбережениям (s) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение сбережений. Другими словами, это величина, на которую возрастают сбережения при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
Рассчитывается предельная склонность к сбережениям путем деления прироста сбережений на прирост дохода. Например, если доход в экономике увеличился на 100 млрд. руб., а сбережения выросли при этом на 25 млрд. руб., то предельная склонность к сбережениям (s) будет равна 0,25. Поскольку дополнительный доход используется только на потребление и сбережения, то можно утверждать, что предельная склонность к сбережениям представляет собой разницу между единицей и предельной склонностью к потреблению (s = 1 - 0,75 = 0,25).
s = 1 - c,          c = 1 - s
Главным фактором, влияющим на масштабы потребительских расходов, является уровень дохода домашних хозяйств. Чем больше доход, тем больше потребительский спрос. Вместе с тем, мы помним о том, что не весь доход идет на потребление. Доля дохода, идущая на потребление, зависит также от предельной склонности к потреблению.

С учетом этого фактора можно утверждать, что потребительские расходы равны доходу, умноженному на предельную склонность к потреблению. Если с = 0,75, тогда С = 0,25 х Y:
C = c x Y.
Данная зависимость потребительских расходов от уровня личного располагаемого дохода представляет собой функцию потребления. Графически эта функция изображена на 8.3.


8.3
На горизонтальной оси координат располагаются значения дохода, на вертикальной оси - потребительские расходы. С увеличением дохода потребительские расходы также увеличиваются, но в меньшей степени, так как из каждой единицы дополнительного дохода лишь 0,75 идет на прирост потребления, оставшаяся часть 0,25 дохода идет на сбережения. Например при доходе в 300 трлн. руб. потребительский спрос составит 225 трлн. рублей, а при доходе в 500 трлн. руб. - 375 трлн. руб. (Для простоты изложения в дальнейшем наименование денежных единиц и "трлн." будем опускать.)
Инвестиционный спрос После потребительских расходов важнейшим элементом совокупного спроса выступает инвестиционный спрос. Что такое инвестиции, в том числе валовые и чистые инвестиции, было рассмотрено в предыдущей теме, когда мы знакомились со структурой совокупного спроса.
Инвестиционный спрос - это запланированные совокупные расходы предприятий, связанные с заменой и увеличением своего физического капитала, как основного, так и оборотного.
Физический капитал предприятий представляет собой средства производства, в частности - станки, оборудование, здания, сырье, материалы. Предприятия заменяют устаревшее и изношенное оборудование, ремонтируют здания и производственную инфраструктуру. Для этого они закупают новое оборудование и материалы. Расширяя масштабы производства в связи с возросшим спросом на продукцию, предприятия планируют и закупают также и дополнительные средства производства.

Эти запланированные расходы на замену и увеличение средств производства и представляют собой инвестиционный спроса.
     Факторы, влияющие на масштабы инвестиционного спроса, были рассмотрены в предыдущей теме, где анализировалась структура совокупного спрос

  • К ним относятся следующие факторы:
  • ставка процента по кредитам;
  • уровень доходов предприятий;
  • ожидания прибыли от инвестиций;
  • масштабы текущего совокупного спроса;
  • ожидания изменений деловой активности;


  • интенсивность нововведений в результате научно-технического прогресса;
  • уровень налогообложения предприятий;
  • масштабы недогрузки производственных мощностей.

Масштабы инвестиционных расходов в экономике России в 1990-е гг. представлены на 8.4. В целом наблюдалось снижение доли инвестиций в ВВП в 1990-е гг. Этому есть много объяснений, главное из которых состоит в том, что в этот период снижался уровень реальных доходов населения в связи с длительным спадом производства. Соответственно, это вело к тому, что доля сбережений уменьшалась, сокращались инвестиции в материальное производство. В 1999 году объем инвестиций был равен 741 трлн. руб., что составляло 15,5% ВВП страны.



Валовые инвестиции частного сектора (I) меньше 741 трлн. руб., так как в эту сумму включены и инвестиции государственного сектора.


8.4
В реальной действительности величина инвестиционного спроса чрезвычайно изменчива, особенно в коротком периоде. Ее изменчивость связана с множеством взаимосвязанных между собой перечисленных выше факторов. Главными факторами, определяющими уровень инвестиционных расходов, выступают ставка процента по кредитам, предоставляемым предприятиям для финансирования инвестиций, изменения совокупного спроса и дохода.

В дальнейшем мы введем функцию инвестиций, то есть зависимость инвестиций от ставки процента. Но в рассматриваемой нами стандартной кейнсианской модели совокупного спроса для упрощения временно абстрагируемся от ставки процента и уровня дохода.
     Примем масштабы инвестиционного спроса независимыми от ставки процента и дохода и неизменными, то есть находящимися на прежнем уровне при изменении совокупного дохода в экономике. Такого рода инвестиционный спрос называют автономным инвестиционным спросом, а инвестиции - автономными инвестициями. На графике автономные инвестиции выглядят как горизонтальная линия, параллельная линии доходов (см. 8.4).

С увеличением уровня дохода с Y1 до Y2 инвестиционные расходы остаются неизменными. Например, если уровень выпуска продукции (дохода) в точке А составляет 300 (Y1), а инвестиции при этом равны 100 (I), то в точке В при выпуске, равном 500 (Y2), масштабы инвестиционного спроса останутся на том же уровне, равном 100.


8.5
Таким образом, автономные инвестиции - это запланированные совокупные инвестиционные расходы, независимые от уровня дохода в экономике.
Совокупный спрос Напомним, что совокупный спрос - это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом. Он состоит их запланированных домашними хозяйствами расходов на потребление и запланированных предприятиями расходов на инвестиции.
В нашей простейшей модели совокупного спроса выражение AD = C + I мы можем несколько изменить, учитывая вышеизложенное. То есть учитывая то, что потребительские расходы зависят от уровня дохода и предельной склонности к потреблению (C = c x Y), а инвестиционные расходы являются автономными (I),
AD = c x Y + I.
Зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем доходов представляет собой функцию совокупного спроса.

8.6
Графически эта функция представлена на 8.6. Инвестиции автономны, то есть неизменны и постоянны, представляют собой одну и ту же величину. С изменением уровня доходов изменяется только инвестиционный спрос.

Прямая C = c x Y является функцией потребительского спроса. Спрос на инвестиции добавляется к величине потребительского спроса, и мы получаем величину совокупного спроса. Функция совокупного спроса представлена прямой AD = c x Y + I. Если, например, потребительские расходы равны нулю, то совокупный спрос состоит только из инвестиционных расходов. Предположим, что инвестиционные расходы равны 100, а предельная склонность к потреблению равна 0,75.

Тогда при уровне доходов, равных 800 (Y1), совокупный спрос будет равен 700 (AD = 800 х 0,75 + 100). А при уровне доходов 1600 (Y2) совокупный спрос составит 1300 (AD = 1600 x 0,75 + 100).
     В рамках экономического анализа наибольший интерес представляют совокупный спрос и объем национального производства в условиях равновесия.
8.3.Равновесный объем производства. Изменение равновесного ВВП и мультипликатор

  • Равновесный объем производства.
  • Изменение равновесного ВВП и мультипликатор.

Равновесный объем производства Проблема равновесия в национальной экономике уже рассматривалась ранее в теме 7, когда речь шла о макроэкономической модели "совокупный спрос - совокупное предложение" (модель AD-AS). Равновесию в экономике соответствует равновесный объем национального производства (или совокупное предложение), равновесный уровень совокупных расходов (или совокупный спрос) и равновесный уровень цен.
Равновесие в экономике означает, что внутренний рынок товаров и услуг находится в состоянии, когда объем национального производства (или совокупное предложение) при данном уровне цен равен совокупным расходам (или совокупному спросу).
Состояние равновесия является важным понятием в экономической теории. Это своеобразная точка отсчета для анализа изменений в совокупном спросе и совокупном предложении. В этом состоянии нет явно выраженной тенденции в сторону увеличения или уменьшения ВВП (GDP) или дохода.

В принципе равновесный объем производства выявляется при сопоставлении объема выпуска продукции и совокупных расходов.



Содержание раздела