Технологический выбор в любом обществе


Иллюстрацией этому правилу могут послужить нижеследующие примеры:
247

1. Если при весьма благоприятных условиях всем фермерам в результате упорного труда удается вырастить небывалый урожай, то общая сумма их доходов может значительно уменьшиться и, вероятно, это и будет иметь место в действительности.
2. Все люди не могут решить проблему трудоустройства таким же образом, как один человек, стремящийся получить работу и имеющий такую возможность при условии наличия у него большого умения это делать или его согласия работать за меньшую плату.
3. Никто не может извлечь выгоду, если цены возрастут в одинаковой мере на все, что покупается и продается, в то время как рост цен в одной отрасли вполне может принести выгоду тем, кто имеет к ней отношение.
4. При отказе других стран снизить пошлины на импортируемые товары тот же шаг может стать выгодным для Соединенных Штатов.
5. Если ведение какого-либо дела в фирме не покрывает связанных с ним полных издержек, то тем не менее оно может оказаться выгодным данной фирме.
6. Попытки отдельных членов общества увеличить свои сбережения в период депрессии могут привести к уменьшению общей суммы сбережений данного общества.
7. Для нации или государства может оказаться безрассудным то, что может быть благоразумным для отдельного человека.
Прежде всего, отметим справедливость каждого из вышеприведенных утверждений. Хотя внешне они и парадоксальны. И каждый из кажущихся парадоксов найдет свое решение в этой книге, в которой вы не найдете магических формул и не столкнетесь со скрытым обманом.

Такова сама экономическая теория, утверждающая, что при условии последовательности и логичности приводимых доказательств все действительно существующее безусловно разумно.
Полезно также подчеркнуть общую для многих из этих парадоксов одну-единственную ошибку, называемую в логике ошибочным построением доказательства. В учебниках логики ей дается такое определение:
Ошибочное построение доказательства ошибка, проистекающая из предположения, будто то, что верно для части, верно также и для целого.
Следующее явление часто наблюдается в экономической области: кажущееся правильным для индивидуума не всегда верно для общества в целом; и наоборот представляющееся верным для общества вполне оказывается ошибочным для отдельного его члена. Никакого толка не будет, если все зрители на параде встанут на цыпочки, чтобы лучше видеть. Однако
248

приподнимись кто-то из зрителей один и он от этого только выиграет. В экономической области подобных примеров масса. Проверьте, какие из вышеприведенных 7 примеров можно отнести к ошибочному построению доказательства.

Хотя с гораздо большей пользой для себя вы могли бы поискать новые аналогичные примеры.
Б. Технологический выбор в любом обществе
Кривая трансформации или производственных возможностей человека
Итак, нами рассмотрено основное положение экономической теории, гласящее, что определяющее влияние на выбор между относительно редкими товарами оказывает ограниченность совокупных ресурсов. Использование простейших арифметических примеров и графических диаграмм убедительно его подтверждает. Для тех, кто занимается экономической теорией, известна роль важных наглядных пособий, облегчающих усвоение многих ее разделов и представленных в виде диаграмм и графиков.



Ваш труд будет вознагражден в будущем, если с самого начала вы сумеете уделить им внимание и понять их.
Итак, возьмем хозяйство с определенной численностью занятых в нем работников, располагающих определенной суммой технологических знаний, определенным количеством фабрик и орудий труда, владеющих землей, имеющих свою долю гидроэнергии и природных богатств. Решая задачу, что и как производить, это хозяйство рассматривает целесообразность в производстве самых различных товаров распределения между ними имеющихся в его распоряжении ресурсов. Например, сколько земли отвести под пастбище и сколько засеять пшеницей? На каких фабриках наладить производство шпилек для волос?

И какое количество квалифицированного труда может быть занято на машиностроительных предприятиях?


Несомненна сложность подобных проблем как при принятии какого-либо решения, так и при их обсуждении. В этой связи и требуется поставить вопрос в более простом виде. Допустим, что мы ограничиваем наше производство лишь двумя экономическими благами (видами экономических благ). Широко известен в этой связи пример производства пушек и масла.

То есть речь идет о традиционном выборе между военным и гражданским производством. В то же время подобный ход универсален. Так, при увеличении по решению правительства ресурсов, выделяемых на строительство общественных дорог, уменьшается их объем для частных строек, увеличение потребления продо-
249

вольствия ведет к уменьшению производства одежды, вообще увеличение потребления обществом приводит к сокращению производства машин и товаров производственного назначения, что, в свою очередь, в перспективе приведет к сокращению производства потребительских товаров.
Однако возьмем наш пример с пушками и маслом. Итак, допустим, что на производство масла (гражданских товаров) направлены все ресурсы. В то же время масло можно производить до какого-то максимального количества в год, так как это зависит от количества и качества ресурсов, эффективности применяемой в хозяйстве технологии.

Итак, максимальное количество масла в нашем примере это 5 млн. фунтов. Большее невозможно из-за ресурсов и уровня технологии.
Другой крайностью могло бы стать использование для производства пушек всех 100% имеющихся ресурсов. При этом максимально можно было бы выпустить 15 тысяч пушек определенного образца.
Безусловно, при наличии других вариантов данный пример выглядит крайностью по своему содержанию. То есть при сокращении некоторого количества изготовляемого масла появляется возможность сделать также и некоторое количество пушек. В табл. 2-1 и показаны две крайности А и F, где А это исключительное использование всех ресурсов для производства масла, а F для их направления в военную отрасль. Точки Е, D, С, В показывают данные о возрастающем производстве масла вместо пушек.

Таким образом, масло как бы трансформируется, разумеется не буквально, а как показатель переброски ресурсов от одного вида продукции к другому, в пушки.
Гораздо нагляднее эти варианты производства возможно проиллюстрировать графиком производственных возможностей или производственной трансформации, в котором на горизонтальной оси откладывается количество масла, по вертикальной количество пушек (см. 2).
В результате мы можем от цифровой таблицы перейти непосредственно к графику. Для этого отложим 5 единиц масла вправо и 0 пушек по вертикали, в результате чего получаем точку Е. Откладывая 0 единиц масла вправо и 15 пушек вверх, отмечаем точку А.
Возможно, используя меньшие, нежели миллионы и тысячи единиц измерения, заполнить все промежутки между нанесенными на графике точками и получить, соединив их, кривую производственных возможностей ( 3).

250

Таблица 2-1. Полное использование ограниченных ресурсов означает, что общество должно выбирать: производить ли ему больше масла или больше пушек

Возможности
Пушки,
тыс. штук
Масло,
млн. фунтов
A
15
0
B
14
1
C
12
2
D
9
3
E
5
4
F
0
5

Альтернативные возможности производства масла и пушек. Экономические ресурсы возможно направить на выпуск пушек вместо масла.
Из всех приведенных ниже рисунков можно вывести следующее существенное обстоятельство:
Для производства одного товара экономика полной занятости всегда вынуждена поступиться производством другого товара. Разумеется, здесь содержится возможность перевода некоторых ресурсов с производства одного товара на выпуск другого; та же сталь может быть использована для производства пушек и для строительства сельскохозяйственных машин в области маслопромышленности.
Таким образом, законом жизни в экономике полной занятости является замещение. Перечень для общества альтернативных возможностей выбора и представлен кривой производственных возможностей (трансформации).
Табл. 2-1 возможно дать в виде 1:


Масло, млн. фунтов Пушки, тыс. штук
1. Альтернативные возможности производства. Ресурсы на производство дополнительного количества пушек определяются издержками в производстве определенного количества масла
251

Либо с помощью графика:

Масло, млн. фунтов

2. Возможности трансформации масла и пушки. Каждая точка графика это графическое выражение количественных комбинаций масла и пушек из табл. 2-1.

Попробуйте дать положение точки на равном расстоянии от В и С. (Можете ли дать ее числовые значения в масле и пушках и записать эти данные в табл. 2-1 в нужном месте?)

Производственные возможности можно представить в виде плавной кривой:


Масло, млн. фунтов

3. Кривая производственных возможностей или трансформации. На диаграмме наглядно даны возможности общества производить пушки вместо масла с использованием данного количества ресурсов и на данном уровне технологического развития. Любая точка внутри графика, например U, свидетельствует о неполном и нерациональном использовании ресурсов. (Источник: табл.

2-1.



Содержание раздела