Государство, уплачивая деньги, уподобляется любому крупному плательщику. Его голоса, принимающие форму долларовых выплат, подаются в достаточном количестве и определенным образом для перемещения ресурсов в том же направлении. В данных случаях система цен действует таким образом, словно ресурсы направляются на удовлетворение не коллективных, а индивидуальных потребностей.
Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности, в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения.
Понятно, что общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь между такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки. Помимо моих личных желаний я обязан уплачивать
268
налоги и вовсе не обязан покупать сигареты Лаки страйк, которые мне не нравятся.
Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы: запрет на применение детского труда, на поджигание домов, на отравление окружающей среды фабричным дымом, на превышение продажных максимальных цен на продовольствие и пр. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя в то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением. Нет смысла в споре о важности частного или общественного предпринимательства, подобно бесполезности споров о значимости наследственности и окружающей среды.
Понятно, что наш экономический мир был бы совершенно другим, не будь того либо другого.
В части 2, наконец, вы увидите, что содействие снижению продолжительности и остроты периодов и хронических циклов безработицы и инфляции, обеспечение экономического роста также входят в функции государства.
Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:
Б. Капитал, разделение труда и деньги
1. Современная передовая промышленная технология основана на привлечении значительных масс капитала: сложное машинное оборудование, крупные фабрики и заводы, большие запасы готовой продукции, полуфабриката и сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика капитализма.
2. Для современной экономической системы характерны усложненные до чрезвычайной степени специализация и разделение труда.
3. И наконец деньги, нашедшие широчайшее применение в нашей системе, жизненная сила которой зависит от денежного потока. Деньги выполняют также и функцию меры стоимости.
Все эти особенности как и система цен, характеристика которой дана в разделе А настоящей главы, взаимосвязаны друг другом. Далее мы увидим невозможность сложного разделения труда без обеспечения с помощью денег благоприятных ус-
269
ловий для торговли и обмена. Связь денег и капитала осуществляется через кредитные операции банковской системы и через продажу и обращение в деньги, либо наоборот, ценных бумаг на организованных рынках капитала. И очевидна и непосредственна связь денег с механизмом цен.
Глава 9. Экономическая роль государства. Расходы, регулирование и финансы
Серьезное внимание в исследованиях современной экономики уделяется деятельности государств. Это видно в количественном увеличении государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. В этой главе мы рассмотрим государственные расходы, а в следующей вопросы государственного налогообложения, финансов муниципалитетов и штатов.
Рост государственных расходов
Если рассматривать расходы федерального правительства, штатов и муниципалитетов до первой мировой войны, то увидим, что они составляли примерно 1/12 всего национального дохода. Во время второй мировой войны возникла необходимость, чтобы государство потребляло около половины значительно возросшей в стране продукции. На протяжении трети столетия расходы государства в США выросли с незначительной суммы и 3 млрд. долл. до более 140 млрд. долл. в начале 60-х годов.
Но критические периоды проходят, а расходы к прежнему уровню не возвращаются.
Этому процессу не видно конца. Например, если государственные расходы несколько снизились по сравнению с наивысшим периодом военных лет, то они остаются гораздо выше довоенного уровня. И независимо от того, какая партия придет к власти республиканская или демократическая, рост расходов федерального правительства, штатов и муниципалитетов, вместе взятых, по-видимому, сохранится.
Мы показали вам факты, относящиеся к государственным финансам. Они наглядно говорят о том, что экономическая роль
270
государства все возрастает, и объясняют, почему ни один современный экономический учебник не может не уделять достойного внимания проблемам государственных финансов.
Расширение государственного контроля и регулирования
Произошел значительный рост коллективных расходов с одной стороны. Одновременно помимо прямого участия государства в национальном производстве, шло расширение законодательства, и исполнительная власть издавала все больше директив по регулированию экономической жизни.
По всей видимости, Америка XIX столетия подошла ближе, чем другая какая-либо страна, к состоянию laisser faire, которое Карлейль назвал анархия плюс констебль. В результате этого мы имели столетие быстрого экономического прогресса и обстановки индивидуальной свободы, с одной стороны, но и появление периодических экономических кризисов, истощение природных ресурсов, крайности бедности и богатства, разложение государственного аппарата группами, преследующими свои цели, и, временами, вытеснение монополией саморегулируемой конкуренции с другой.
Человек, по-видимому, сегодня не руководствуется теми соображениями, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует. Постепенно, несмотря на оппозицию, методы Александра Гамильтона начали применяться для достижения целей Томаса Джефферсона: конституционные полномочия центральных и местных органов власти стали использоваться для обеспечения общественных интересов и наведения порядка в экономической системе. Предприятия коммунального обслуживания и железные дороги попали под контроль штатов.
После 1887 г. для регулирования железнодорожного движения через границы штатов была организована федеральная комиссия по торговле между штатами. Антитрестовский закон Шермана и другие законы, принятые после 1890 г., были предназначены для борьбы против монополистических объединений, ограничивающих торговлю. Стало радикальным регулирование банковской деятельности; в 1913 г. была создана Федеральная резервная система, которая выполняет функции центрального банка, контролирующего коммерческие банки члены ФРС и оказывающего им помощь.
Большая часть банковских депозитов с 1933 г. застрахована в Федеральной корпорации по страхованию депозитов.
В начале века, после ряда скандальных разоблачений, были приняты законы против отравления лекарствами и продовольствием. Во многих штатах, чтобы предотвратить вымогательство,
271
под контроль попали ссудные операции. Злоупотребления финансовых дельцов дали повод к введению более строгого контроля над финансовыми рынками со стороны комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям. Дела по улучшению условий труда женщин и детей вначале неохотно принимались судами.
Но со временем эти доктрины получают признание, и, радикальные для своего времени, они становятся даже реакционными в дальнейшем. Федеральное законодательство и законодательство штатов было расширено и стало включать законы о минимуме заработной палаты, обязательном страховании рабочих на производстве от несчастных случаев, обязательном страховании по безработице, о пенсиях по возрасту, максимальной продолжительности рабочего дня для мужчин, женщин и детей, контроле над условиями труда на производстве, обязательные коллективные договоры, законы о справедливых трудовых отношениях.
Чтобы понять тенденцию к расширению роли государства, необходимо проследить историческую перспективу. Так, доктрины честной игры республиканца Теодора Рузвельта, по поводу которых никто в настоящее время и пальцем не пошевельнет, в свое время считались угрожающе радикальными. Наше общество не может и не должно поворачивать колесо истории вспять, чтобы возвратиться к условиям XIX века, представленным в Гринфилд Вилледж Генри Форда (своеобразном, основанном Г.