Плавная кривая построена с использованием приведенных выше данных).
А что же происходит в случае неполного использования имеющихся ресурсов незанятых работников, свободной земли, бездействующих фабрик? Здесь, как уже говорилось выше, и вступают в силу совершенно иные экономические законы.
Если речь идет о безработице, то общество находится не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой в точке U,
252
то есть производится только лишь 2 млн. фунтов масли и тыс. пушек. При вводе неиспользуемых ресурсов появляется возможность сделать больше и пушек и масла. В таком случае мы перемещаемся в точки D или Е и получаем большее количество как пушек, так и масла.
Именно это обстоятельство помогает ответить на вопрос о различиях исторического опыта США, Англии и России во времена второй мировой войны 1939-1945 гг. Каким образом начиная с 1940 г. США смогли превратиться в арсенал демократии и одновременно достигли наивысшего жизненного уровня по сравнению с прошлым?
Это произошло в основном за счет использования материальных и людских ресурсов, не использовавшихся ранее. Германия, с другой стороны, начала подготовку к войне еще в 1933 г., т.е. за шесть лет до ее начала. Подготовке к войне предшествовал период массовой безработицы, которая по своей остроте и дала возможность Гитлеру получить голоса и обеспечить ему мирный приход к власти. При этом почти все расширение производства за счет пуска ранее остановленных заводов было ориентировано не на рост гражданского потребления, а на военную продукцию. И третьим примером может стать Советский Союз после начала второй мировой войны.
Общество уже находилось непосредственно на довольно низкой кривой производственных возможностей, которой почти не предшествовала безработица. И русские не имели практически выбора, кроме как перейти с гражданского производства на военное, что и привело к ограничению удовлетворения ряда потребностей населения.
Приведенная выше кривая производственных возможностей составлена с учетом фиксированного количества ресурсов и данного уровня технологического развития. Чтобы уяснить это поставим два вопроса. Первый: как поведет себя кривая производственных возможностей при условии возрастания в течение ряда лет населения и численности рабочей силы страны? Второй: как она будет выглядеть после технологических усовершенствований и технических открытий инженеров и ученых в области производства пушек и маслопромышленности?
Совершенно ясно, что в обоих случаях мы будем наблюдать сдвиг кривой производственных возможностей, направленный вовне. В данном случае появляются возможности расширения производства и пушек и масла. Что и подтверждает человеческий опыт предшествующих столетий экономической истории (Рассчитайте и вычертите на 3 новую кривую, иллюстрирующую рост производительности.)
253
Возрастающие затраты
Представленная выше кривая производственных возможностей наклонена вправо и вниз с северо-запада, на юго-восток. Тем самым подчеркивается обстоятельство, что при полной занятости выбор становится альтернативным одних товаров в ущерб другим. Кроме того, наша кривая выпуклая или выгнутая линия при взгляде на нее сверху. В этом заключен следующий принцип экономики:
Большее количество какого-либо товара связано с необходимостью платить за него и более высокую цену, выраженную в других товарах, которые в данном случае не производятся или производятся в меньших количествах, т.е. для производства определенной единицы желаемого товара мы вынуждены пренебречь производством дополнительного количества других товаров.
Тенденция возрастающих затрат проиллюстрирована в табл. 2-1 и 1, 2 и 3. Первая единица масла требует сокращения только на одну единицу производимых пушек. Однако для получения дополнительно еще одной единицы масла требуется пожертвовать двумя единицами пушек!
Из цифровой таблицы видно возрастание стоимости каждой дополнительной единицы масла при дополнительном отказе от выпуска пушек.
Данный закон возрастающих дополнительных затрат относится к изготовлению масла. А как он действует в отношении производства пушек? Таким же образом. С использованием той же самой аргументации на выпуклой кривой 3 мы увидим ту же природу закона возрастающих затрат. Впрочем, этот закон применим к изготовлению любого товара.
Приведем пример, доказывающий это положение. Первая пушка, если мы находимся около точки F, сделанная дополнительно, требует незначительного количества масла. Продвигаясь к точке Е и к точке D (принося масло в жертву на алтарь производства пушек), мы видим, что изготовление каждой дополнительной пушки требует от нас отказаться от все большего количества масла по сравнению с предыдущей пушкой.
Достигнув точки А и В, мы увидим из уменьшения кривой, что производство дополнительной пушки сопряжено с отказом от возрастающего количества масла.
В чем же общий смысл закона возрастающих затрат? Необходимо отметить, что сначала небольшое количество пушек можно частично произвести за счет ни в коей мере не пригодных для производства масла ресурсов. Но потребуется еще более увеличить производство пушек, и мы будем вынуждены использовать
254
также и ресурсы, вполне пригодные или предназначенные для изготовления масла. Ставя перед собой задачу, производить только пушки, мы должны использовать в этих целях всех фермеров и их земли, бывшие до этого момента эффективными ресурсами в маслопромышленности, пусть даже они и не способны внести в военную область значительный вклад. Таким образом, в данном случае неизбежно возрастание затрат на единицу продукции. (Допустим, что произошло невероятное: имело бы место абсолютно одинаковое соотношение при изготовлении пушек и масла таких факторов, как земля, труд и сопутствующие им другие.
В таком случае наш график выглядел бы прямой линией: отказ от каждой единицы масла высвобождал бы ровно столько же ресурсов, сколько необходимо для изготовления трех пушек. При желании вы сами можете изобразить такую прямую линию, внеся новые данные в табл. 2-1, и вычертить диаграмму также в виде прямой линии на 3.)
Знаменитый закон убывающей доходности
Возрастание цены одного товара, выраженной в другом товаре, частично связано с более известным соотношением технологического и экономического характера, которое носит название закона убывающей доходности. Согласно этому закону, соотношение устанавливается не между двумя товарами (в наших примерах пушки и масло), а между производственными затратами (труда, например) и выпуском продукции (опять-таки масла или более традиционный пример пшеницы).
В конкретном определении закон убывающей доходности применим к выпуску дополнительной продукции, получаемой в результате последовательного добавления равных дополнительных единиц изменяющихся затрат к неизменному количеству некоторых других затрат (запомните выделенные слова).
Вот пример закона убывающей доходности. В ходе контролируемого эксперимента мы имеем неизменное количество земли (предположим, 100 акров) для выращивания пшеницы. Если мы вообще не вкладываем наш труд, то естественно получим нулевой результат, т.е. не будем иметь никакого количества выпущенной продукции.
В ходе второго опыта в те же 100 акров земли мы вкладываем дополнительно единицу труда. Какое же количество продукции можно получить в данном случае? При ответе на вопрос одними рассуждениями не обойтись.
Здесь необходимо проследить динамику фактических результатов опыта. Итак, поло-
255
жим, что в результате мы получили 2 тыс. единиц (любых весовых единиц, например бушелей) пшеницы. Зафиксируем, что 2 тыс. единиц получено в результате добавления к неизменному количеству земли одной единицы труда.
Теперь необходимо поставить и третий опыт, чтобы суметь проследить действие закона убывающей доходности. Итак, количество земли остается неизменным. Но мы вновь изменяем количество труда, т.е. трудовые затраты: дополнительно вносим еще одну единицу труда. В результате мы уже внесли две такие единицы дополнительно. С вполне оправданным огромным нетерпением начинаем ждать результаты, думая о дополнительном урожае пшеницы.
Возможно ли получить теперь 4 тыс. единиц пшеницы, ведь на одну дополнительную единицу труда мы получили 2 тыс. единиц пшеницы? А если вторая единица дополнительных затрат труда нам даст менее 2 тыс. дополнительных единиц пшеницы, и мы почувствуем действие убывающей доходности?
При условии действительного действия закона убывающей доходности в итоге мы можем убедиться только в том, что вторая дополнительная единица труда принесет нам по сравнению с первой меньшее количество дополнительной продукции. Добавь мы дополнительно третью единицу труда, получим еще меньший результат, и таким образом будет наблюдаться действие закона и в последующих опытах такого рода. Значение убывающей доходности наглядно иллюстрируют цифры в табл.
2-2.
Таблица 2-2. Убывающая доходность это основной закон экономики и технологии
Количество человеко-лет труда |
Совокупный продукт (бушели пшеницы) |
Дополнительная продукция, получаемая от дополнительной единицы труда |
0 |
0 |
|
1 |
2000 |
2000 |
2 |
3000 |
1000 |
3 |
3500 |
500 |
4 |
3800 |
- |
5 |
3900 |
100 |