Спрос определяется комбинацией общественных отношений, психологических факторов и широкого набора экономических переменных.
Функция спроса определяет величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
1. Увеличение или сокращение доходов потребителя (I), влияние различается в зависимости от типа товара — нормальный товар, малоценный товар).
2. Вкусы и предпочтения потребителей (Z).
3. Изменение потребительских ожиданий (W).
4. Цена на товары субституты (Psub).
5. Цены на комплиментарные (дополняющие) товары (Рсот),
91
Что выражает закон спроса''
6. Количество покупателей (N).
7. Прочие факторы (В).
Спрос является функцией всех этих факторов Qd = F(P, I, Z,W, Psub, Pcom, N, B).
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо
или влево.
Что выражает закон спроса?
Рост цен на товар, который является товаром-субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Наоборот, повышение цен на комплиментарное (дополняющее) благо сокращает спрос на данное благо.
Представленная функция, является индивидуальной функцией спроса.
В основе закона спроса лежат несколько уровней аргументов:
1. Обычно люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта.
3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде.
Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул при-
92
обрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по более высокой.
Существует ряд экономических явлений, которые рассматриваются как исключения из общего закона спроса.
1. Эффект Гиффена — распространяется на малоценные товары, которые занимают значительное место в структуре потребления населения данной страны и спрос на которые возрастает с ростом цены.
2. Эффекты Веблена: эффект сноба — распространяется на предметы роскоши, которые приобретаются для того, чтобы отличаться от других; эффект следования мнению большинства — товары приобретаются потому, что их приобретают соседи.
Особенности спроса в переходной экономике:
1. Отсутствие отечественных товаров-субститутов, т.к. рынок, монополизирован, что делает спрос менее эластичным.
2. Уменьшение доходов (снижение уровня жизни) приблизительно в два раза повышает спрос на малоценные товары (а), но в целом сдвигает кривую спроса влево.
3. Высокая доля потребления — 78 % доходов.
4. Расширение сферы действия парадокса Гиффена (б), т.е. рост спроса на малоценные товары, занимающие основную долю в структуре потребления населения, при росте цен на них.
5. Изменение конфигурации кривых Энгеля (в).
В условиях падения доходов населения всплеск спроса на промышленные товары типичного спроса, как и спрос на предметы роскоши, возникает при недостижимом для большинства населения уровне семейных доходов.
а) Кривая зависимости
спроса на малоценные
товары от дохода
б) Парадокс Гиффена
в) Кривые Энгеля
93
Как определяется эластичность спроса?
г Как определяется эластичность спроса?
Для исследования экономических процессов и решения других прикладных задач часто используется понятие эластичности функции.
Если Е =, то спрос совершенно эластичен, т.е. даже малое повышение цены ведет к исчезновению спроса и наооборот. =1 присуща спросу единичной эластичности: изменеие цены на 1 % ведет к такому же изменению спроса, и кривая спроса имеет вид равнобочной гиперболы. Если 0Е1, то спрос неэластичен , и увеличение (снижение) цены сопровождается снижением (повышением) объема спроса менее, чем на 1%.
Если 1 , то спрос эластичен: повышение или снижение спроса на 1 % сопровождается снижением (повышением) спроса более чем на 1 %.
Эластичность спроса по цене зависит от наличия товаровсубститутов: чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар. Отсутствие заменитетей определяет совершенную неэластичность спроса, например, на соль. Чем более агрегированная группа товаров, тем более эластичен спрос.
Например, спрос на мясо более эластичен, чем спрос на колбасу.
Эластичность зависит от возможных направлений использования товара: чем разнообразнее, тем выше эластичность. Например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное.
Эластичность зависит от степени насыщения потребностей — если почти все семьи имеют по холодильнику, то снижение цены не скажется на объеме спроса. На стадии начального насыщения спроса на компьютеры, например, небольшое снижение цены может вызвать значительный рост величины спроса.
Эластичность зависит от фактора времени — в долгосрочном периоде спрос более эластичен, чем в краткосрочном, поскольку для приспособления необходимо время. 96
Как определяется эластичность спроса?
Продавцы считают, что кривая спроса имеет зубцы (пила) — покупателей привлевают цены нечетные (например, 197 руб. — спрос больше, чем при 196 или 198). Другие считают, что при круглых числах 60, 50 объем спроса меньше, чем при любой другой цене между ними. Это психологическая основа для разнообразных стратегий ценообразования.
Перекрестная эластичность характеризует изменение спроса на данный товар при изменении цен на товары-субституты или комплементы.
Если Eij0, то это товары субституты и повышение цены одного ведет к увеличению спроса на другой, например, разные виды топлива.
Eij0 характеризует товары-комплементы: повышение цены на один ведет к падению спроса на второй.
Eij=0 - это независимые товары, повышение цены на один не влияет на объем спроса на другой.