Эластичность спроса по доходу характеризует его изменение при росте дохода: Ei 0 характеризует малоценный товар — рост дохода сопровождается падением спроса. Ei0 присуща нормальному товару: с ростом дохода спрос увеличивается. Для нормальных товаров первой необходимости 0 Ei 1: спрос растет медленее дохода и имеет предел насыщения.
Для предметов роскоши Eil: спрос растет быстрее дохода и не имеет пределов насышения. При Ei =1 спрос растет в меру дохода, такая эластичность по доходу присуща товарам вторичного спроса.
При эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению выручки, при неэластичном рост выручки обусловлен повышением цены. Это важно при определении политики цен фирмы.
Эластичность спроса важна также при определении политики налогообложения: в зависимости от относительной эластичности спроса или предложения дополнительное налоговое бремя перекладывается на продавцов или покупателей.
4. Зак 200
2оЗо Закон предложения / Как формируется предложение?
Предложение товара — это количество произведенных к продаже товаров, которые продавец согласен продать по определенным ценам в данный момент времени.
Цена предложения представляет собой минимальную цену, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Кривая предложения
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияния на него различных факторов. Qs = f(P), где Qs — величина предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение: 1= Цены факторов производства (ресурсов) Рг. 2* Характер применяемой технологии К.
3. Налоги и субсидии Т.
4. Количество продавцов N.
5. Прочие факторы В. Qs = f (Р, Рг, К, Т, N, В).
На предложение существенное воздействие оказывает фактор времени — кратчайший, краткосрочный и долгосрочнcй рыночные периоды.
В условиях кратчайшего рыночного периода, когда все факторы производства постоянны, изменение спроса приводит к изменению цен, но не отражается на величине предложения (рис. а). В условиях краткосрочного периода, когда некоторые факторы являются переменными, повышение
98
Как формируется предложение?
спроса обусловливает не только повышение цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. б). В условиях долгосрочного периода, когда все факторы переменны, увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. в).
Q ' О ' О '
а) Предложение б) Предложение в) Предложение в кратчайшем в краткосрочном в долгосрочном
периоде периоде периоде
Кривые предложения наклонены вправо вверх, т.к. владельцам ресурсов нужно предложить более высокие цены, чтобы убедить их в возможности пожертвовать своей предыдущей деятельностью.
Особенности предложения в переходной экономике:
1. Падение предложения отечественных товаров в связи с падением производства - при падении ВВП на 50 % промышленное производство снизилось на 70-80 %, в 1999 г. промышленное производство выросло на 7 %, в 2000 г. — на 10 %.
2. Рост предложения импортных товаров в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности, развитием предпринимательства. Рынок при данном уровне доходов насыщен, но за 1999 г. челночная торговля сократилась на 45 %.
3. Рост налогов тормозил развитие производства, а, значит, и предложения.
4. Инфляция обусловливает высокий банковский процент, отсутствие долгосрочных кредитов и падение инвестиционной активности, а, значит, падение производства и предложения.
5. Недоиспользование производственных мощностей (45 %) и рабочей силы (10 %).
4*
Какую зависимость отражает закон предложения?
В соответствии с законом предложения, с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях, а со снижением цен сокращается также и предложение. Таким образом, закон предложения отражает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к их равенству по объемам.
Виды равновесия:
1. Устойчивое равновесие, при котором отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь
102
_________Как устанавливается рыночное равновесие?_________
к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. Устойчивое равновесие может быть абсолютным и относительным:
• абсолютное равновесие, когда формируется единая равновесная цена;
• относительное (условное) равновесие характерно для небольших отклонений от равновесной цены.
2. Локальная устойчивость равновесия характеризует рынок, на котором имеются колебания цены в определенных пределах, например, в рамках определенного интервала РгРг.
3. Глобальная устойчивость равновесия характеризует рынок, на котором равновесие устанавливается при любых колебаниях цены.
Таким образом, установление равновесия спроса и предложения на различных рынках может происходить в результате циклических колебаний: затухающих, равномерных и взрывных. Паутинообразная модель рынка также характеризует устойчивое, неустойчивое равновесие и регулярные колебания вокруг него.
По теореме нобелевского лауреата М. Алле ситуация рыночного равновесия является самой эффективной ситуацией рыночной экономики и, наоборот, самой эффективной ситуацией рыночной экономики является ситуация рыночного равновесия.
Какие функции выполняет равновесная цена?
Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересечения кривых спроса и предложения Е. Поскольку при равновесном состоянии рынка достигается наилучший объем производства и продаж, равный оптимальной величине покупок и потребления, то рыночная цена становится ценой равновесия. Поэтому равновесная цена — это денежное выражение соотношения общественной полезности товара, общественных затрат на его производство и общественной потребности в нем.
Функции равновесной цены:
• регулирующая (уравновешивающая), обеспечивающая установление равновесия спроса и предложения;