3.1. Факторы, определяющие спрос и предложение
Спрос (D) - это желание и способность покупателя приобрести благо (потребность, подтвержденная платежеспособностью)
Закон спроса (динамика спроса).
При повышении цены спрос падает и наоборот (обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар).
Кривая спроса.
Кривая спроса D наклонена вниз, так как существует обратная зависимость P и Q.
Цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель.
D1
P (цена) D
D2
D1 Закон спроса отражается на кривой
D спроса и показывает все варианты
соотношений цены и количества.
D2
Q (количество)
Факторы, влияющие на спрос
Изменение величины спроса Объем спроса (изменение цены, движение по кривой D) |
Функция спроса (цена постоянная, изменение неценовых факторов, движение самой кривой D или вправо ) Qоа=F(Pa , Pb ,…,Pz , , W, T, F, S) Pa, Pb,…,Pz – цена товаров а,…,z соответствено; – доход покупателя; W– уровень благосостояния покупателя; Т– вкусы покупателей; F– мнение о своихи перспективах; S– сезонность; Изменение в спросе |
Нормальный товар – товар, спрос на который растет при росте потребительского дохода.
Низший товар – товар, спрос на который падает при росте потребительского дохода (маргарин > сливочное масло).Эти свойства не являются внутренне присущими товарам (их так оценил потребитель)
Исключения из закона спроса: эффект ожидаемой динамики цен, эффект цена – показатель качества, эффект престижного спроса; Изменение спроса (при изменении всех факторов, кроме цены):
увеличение доходов сдвигает кривую вправо и наоборот; высшая категория (нормальные товары) – спрос изменяется пропорционально изменению доходов; низшая категория (некачественные товары) – при падении доходов спрос растёт; вкусы – качественный товар сдвигает кривую вправо;
Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которое производитель готов поставить на рынок в нужное время в нужном месте.
Закон предложения – при повышении цены количество предложения товара увеличивается (прямая зависимость между P и Q)
Кривая предложения.
Кривая показывает то количество товаров и услуг, которое предлагается по данным ценам в определённое время.
S2
P S
S2 S1
S
S1
Q
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продавать на рынке данное количество товаров.
Факторы, влияющие на предложение
Объем предложения – движение по кривой S, то есть изменение Р. QSA- (PA) |
Qsa=(Pa, ... , Pz , K , L , N , F , Y , G) Qsa – объём предложения товара A; Pa, ... , Pz – цены товаров A ... Z; K – технологии, L – налоги и дотации, N – природно-климатические условия, Y – потребительские ожидания, G – число товаропроизводителей; |
Когда говорят о предложении имеют ввиду всю кривую предложения.
3.2. Равновесие на рынке товаров
Рыночное равновесие – положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которое желает предложить производитель (объем спроса равен объему предложения). Это ситуация в точке Е, где Р0 – цена равновесия (главные координаты на рынке, по Адаму Смиту невидимая рука рынка). При дефеците – хозяин продавец, при изобилии – потребитель.
Модель идеального рынка – совершенная конкуренция – равноправные агенты, влияющие на равновесия спроса и предложения через цену.
Po – цена равновесия; Qo – объём равновесия;
Избыточный спрос (D) Рыночная цена меньше равновесной цены Избыточный спрос Повышение цены |
Избыточное предложение (S) Рыночная цена больше равновесной цены Избыточное предложение Снижение цены |
В результате: - изменение равновесной цены
- количества товара на рынке
- сдвиг кривых S и D
При цене Р0 излишек спроса будет толкать цену верх (конкуренция покупателей), а при цене Р0 предложение превышает спрос (конкуренция продавцов) и цена снизится до уравня равновесной.
D1D1 при уменьшение D, снижение равновесной цены P1 b и объема предложения Q1
спроса (по цене, по доходу, перекрестная) |
предложения (фактор времени – мгновенный, краткосрочный, долгосрочный) |
Экстремальные формы (абсолютная эластичность и неэластичность)
Эластичность спроса по цене
Два способа вычисления коэффициента эластичности:
1) точечная эластичность (в точке). Относительное изменение
объема спроса при бесконечно малом изменении цены ( на
монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара
в краткосрочном периоде)
Положительная (Er1) Объём спроса растет с ростом доходов Нормальные блага Предметы роскоши (BB) |
Отрицательная (неэластичный - эластичный) Товары низшей группы Некачественные товары (CC) |
Нулевая (0Er1) Не чувствительна к изменению дохода Товары первой необходимости (AA) |
Перекрестная ценовая эластичность спроса.