1.1. Общая и предельная полезности
Выбор потребителя определяется полезностью товара или услуги. Факторы выбора: потребительское предпочтение и экономические факторы (цена и доход).
Два подхода: кардиналистская теория (каждая новая единица блага дает количественный прирост полезности), ординалистская (потребитель выбирает набор одного блага в предложенной ему паре).
Поведение потребителя определяется современной наукой с помощью теории предельной полезности (кардиналистский подход) и методом кривых безразличия и бюджетных линий (ординалистский подход).
Полезность – удовлетворение от потребления какого-либо товара или услуги.
Общая полезность – удовлетворение от потребления определённого набора единиц товаров и услуг. Общая полезность возрастает с каждым приращением товара и услуги, но в убывающем темпе (TU).
Предельная покупка – та, которая вызывает сомнения в приобретении, которую вас приходится убеждать купить.
Предельная полезность связана с полезностью предельной покупки (настоятельность потребности). Предельная полезность каждой последующей единицы будет падать (из-за насыщения) (MU).
Закон убывающей предельной полезности отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворённости от потребления дополнительной единицы некоторого блага. По мере роста количества потребляемого блага общая полезность возрастает, но всё в меньшей пропорции, а предельная полезность сокращается. Мера полезности – цена, которую человек готов уплатить за удовлетворение своей потребности.
Чем выше цена, тем насущней потребность.
Q – количество приобретенной дополнительной единицы
Чем выше кривая, тем лучше и больше комбинация товаров.
Кривая безразличия предполагает множество товаров и услуг, отличающихся одинаковой полезностью для потребителя и она отражает не количественное соизмерение потребностей, а их ранжирование.
Черты кривых безразличия:
- отрицательный наклон;
- кривые не пересекаются;
- выпуклые (MRS);
- наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль кривых (MRS);
- чем выше кривая, тем выше уровень полезности.
Обычно кривые безразличия демонстрируют убывающую предельную норму замещения MRS. MRS – одно благо может быть замещено другим без изменения общей полезности для потребителя, т.е. это отказ от единицы одного блага для приобретения другого. MRS зависит от конкретной точки кривой безразличия, в которой она измеряется. MRS = –X/Y
Мясо |
4,0 |
2,5 |
1,5 |
1 |
0,5 |
Колбаса |
0,5 |
1 |
1,5 |
2,5 |
4 |
> > > >
приобретено 0,5 0,5 1 1,5
Увеличение потребления колбасы приводит к отказу мяса с
меньшим объёмом.
MRS=- X(A)/ Y(Б)
Штук |
Товар А |
Товар В |
||
Пред-я полез-ть |
Пред-я полез-ть на 1 руб |
Пред-я полез-ть |
Пред-я полез-ть на 1 руб |
|
1 |
5 |
0,1 |
9 |
0,09 |
2 |
4 |
0,08 |
6 |
0,06 |
3 |
3 |
0,06 |
5 |
0,05 |
4 |
2 |
0,04 |
3 |
0,03 |
5 |
1 |
0,02 |
1 |
0,01 |
MUA/PA = MUB/PB Если цена товара Б снизится
3:50=6:100 вдвое, то при тех же затратах
(3 шт. А) (2 шт. В) будет куплено вместо 3 единиц
A и 2 единиц Б 3 единицы А и 4 единицы Б., т.е. при снижении цены количество купленных товаров возрастает.
Эффект дохода – если цена падает, то высвобождается часть дохода для покупки дополнительной единицы продукта, следовательно спрос увеличивается.
Эффект замещения – больше покупают товаров, цена на которые ниже.
Нормальный товар: объём спроса увеличивается с ростом дохода и наоборот, эффект дохода и замещения при увеличении цены отрицательный и наоборот. Низшие блага: уменьшение дохода приводит к увеличению спроса (эффект дохода). Увеличение дохода снижает спрос.
Товар Гиффена: товары с возрастающей кривой спроса (парадокс, т.к. кривые спроса убывающие).
Воздействие на кривую спроса
На нормальные товары (предметы роскоши) |
На низшие товары (некачественные товары) |
||
Уменьшение дохода |
Увеличение дохода |
Уменьшение дохода |
Увеличение дохода |
Отриц. эффект |
Полож. эффект |
- отрицательно |
+ положительно |
Увеличение Р |
Снижение Р |
Эфф. дохода влияет больше |
Эфф. замещен влияет больше |
Сокращение D |
Увеличение D |
Увеличение D |
Сокращение D |
Кривая потребление-доход (кривая Хикса) или кривая уровня жизни.
Кривая цена-потребление, точки которой показывают соотношение двух товаров при изменении цены товара Х и постоянном доходе. Выделяют нормальные товары, низшие блага и товары Гиффена.