9.1. Соотношение рыночного саморегулирования и государственного регулирования.
В современной развитой экономике рыночное саморегулирование дополняется регулированием государства общественного производства. Причины вмешательства: не решаются социальные вопросы, не обеспечивается стратегический прогресс в науке и технологиях, проблемы производства общественных товаров, необходимость преодоления нищеты и сокращения доходов.
Государственное регулирование экономики — это целенаправленный координирующий процесс управления государством отдельных сегментов рынка посредством изменения микро- и макропоказателей с целью сбалансированности экономики. Государство является рыночным агентом и политической организацией общества во главе с правительством и его органами (госорганы).
На разных этапах развития общества роль государства была различной. 6днако, всегда шла борьба между сторонниками свободного рынка и защитниками государственного вмешательства в экономику. В период становления рыночного хозяйства преобладала либеральная (классическая) традиция о роли государства. Физиократы отражали экономическую роль государства как охранника частной собственности.
Особая роль отводилась невидимой руке рынка (Адам Смит).
После 30-х годов ХХ века (великая депрессия) появляется модель государственного вмешательства в экономику Дж. М. Кейнса (1883-1946), в ней подчеркивалась роль государства в стабилизации экономики, регулировании занятости, смягчении циклических колебаний через финансово-бюджетные инструменты и денежную политику.
Феномен социального трансфертного государства связан с приходом к власти соцпартий в Европе. Государство должно проводить активную социальную политику через перераспределение общественного продукта.
С середины 70-х годов ХХ века в большинстве стран произошел сдвиг в сторону неоконсервативной политики (минимального государства).
Однозначно к роли государства в рынке подходить нельзя. Государственники исходят из фиаско рынка, неоконсерваторы делают упор на фиаско государства.
Существует отличие государственного управления (директивы — как обязательное исполнение для руководства) от государственного регулирования рынка. При централизованной экономике управление предприятиями и хозяйственными связями осуществлялось административно и напрямую повсеместно. Государственное регулирование отличается целями и средствами (государственный патернализм — опека государства).
Цели государственного регулирования:
I. Главная цель — экономическая и социальная стабильность (через адаптацию к меняющимся условиям). В результате устанавливается экономическое равновесие:
1. Стабильные цены и валюта (индикатор — индекс цен);
2. Высокая занятость (индикатор — уровень безработицы);
3. Внешнеэкономическое равновесие (роль внешних факторов в ВНП);
4. Экономический рост (реальный ВНП) — это процесс расширения производственных возможностей.
II. Опосредующие или конкретные цели: экономический рост (благосостояние), полная занятость (доход, обеспеченность работой), экономическая эффективность (разумное использование ресурсов), экономическая свобода (в рамках закона выбор формы предпринимательства и потребительских предпочтений), обеспечение нетрудоспособных (достойный образ жизни), стабильный уровень цен, баланс внешнеэкономических связей (ввоз — вывоз). Все цели достичь одновременно – невозможно.
В основе целей лежит правовое обеспечение, т.е. создание общих правовых условий экономической деятельности (меры запрета, разрешения, принуждения). Важно учитывать социальную ориентацию государственного регулирования, ействие в интересах всех участников хозяйствования (социальное обеспечение и государственное попечительство через налогообложение и государственную собственность).
Причины усиления государственной собственности: войны и национальная оборона, инфраструктура, рост народонаселения, урбанизация, экология, социальные вопросы и т.д.
Границы госсектора (невмешательство): частная собственность, свободное ценообразование (кроме монополий), многообразие форм собственности.
II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования).
III. Корректирующая функция (ее вообще не решает рынок):
а) Регулирование государством внешних эффектов.
Во время рыночных сделок возникает ситуация, когда лицо, не участвующее в сделке несет убыток или получает выгоду – это внешние эффекты ( внешние экстерналии). Внешние эффекты не отражаются в рыночной цене, т.к. направлены на третье лицо и регулируются государством.
Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности. Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности.
1. Отрицательные внешние эффекты – это издержки третьих лиц, не включенные в цену товара. Следовательно, ценH, по которой производитель будет продавать свой товар, окажется ниже, чем цена, учитывающая все издержки: как издержки производителя, так и издержки лиц, не участвующих в купле – продаже данного товара.
Пример: целлюлозно-бумажный комбинат стоит на реке. Сбрасывает отходы в реку. Ущерб включает потерю выгод, связанных с использованием реки в других целях (рыболовы, отдых).
Если заставить предприятие возместить ущерб, то цена бумаги увеличится. Рыболовы несут издержки, связанные с деятельностью комбината.
ТЕС MEC
ТЕС(q) MEC(q)
Q Q
ТЕС – совокупные внешние издержки или ущерб, наносимый третьим лицам (рыболовам). Чем больше Q (объем выпуска), тем больше ТЕС и вред реке. МЕС – предельные внешние издержки – это дополнительные ТЕС с дополнительной Q. Они не оплачиваются, перекладываются на третьи лица : МЕС = ТЕС/ Q. Чем больше сбросов в водоем, тем больше вред.
Цена Р (в ден. ед)
D(спрос) MSC=MC+MEC
Р2
S(MC)
Р1
MEC
Количество продукции Q(вт.)
Q2 Q1
Предположим, что целлюлозно-бумажные предприятия действуют в условиях совершенной конкуренции на рынке бумаги. Тогда кривая предложения (S) на рынке бумаги отражает суммарные предельные издержки производства индивидуальных производителей – МС.
Индивидуальное предложение фирмы – это ее предельные издержки, а рыночное предложение – суммарное предложение всех фирм в отрасли.
Предельные частные издержки всех фирм отрасли (МС) отражают только стоимость тех факторов производства, которые используются в производственном процессе, но они не включают в себя предельные внешние издержки в случае существования отрицательных внешних эффектов.
Параметры равновесия рынка бумаги: Q1 и P1 .
Предельные общественные издержки (MSC) – это все предельные издержки производства: как частные, так и внешние.
MSC = MC + MEC.
Фирмы принимают свои решения об объемах выпуска на основе слишком низких МС, не учитывая МЕС, следовательно, цена оказывается слишком низкой , а объем выпуска слишком большим.
Интернализация отрицательных внешних эффектов – это перевод внешних эффектов во внутренние, что достигается путем корректирования предельных частных издержек таким образом, чтобы они отражали действительные предельные общественные издержки.
Чтобы интернализировать отрицательный внешний эффект, необходимо сложить предельные внешние издержки и предельные частные издержки, т.е. получить предельные общеYтвенные издержки. Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и, следовательно, к снижению величины спроса на этот товар.
Для этого на практике может использоваться корректирующий налог, т.е. налог на выпуск каждой единицы товара, поднимающий МС до уровня MSC.