Неправильное ценообразование.


Значит, это – налог, который интернализирует отрицательный внешний эффект. На графике показано новое рыночное равновесие при объеме выпуска отраслью бумаги в количестве Q2 и продаваемой по цене Р2. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, которое вызывает слишком большой сброс сточных вод в реку. Причина подобной неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена Р1 слишком низка – она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки.

Только при более высокой цене Р2 объем производства на целлюлозно-бумажных предприятиях будет эффективным и значительно меньшим по сравнению с тем объемом выпуска, который имел место при отсутствии механизма интернализации внешнего эффекта.
Выход: 1) плата за выбросы (прямой корректирующий налог). Государство заставляет предприятие выплачивать внешние издержки. В государственных фондах аккумулируется денежная сумма для финансирования природных мероприятий (очистка водоемов);
2) определение стандарта на выбросы (специальные очистительные сооружения).
В России это корректирующее воздействие через субсидии и налоги (пример: закон об охране окружающей среды – нормативы шумов, выбросов; технический контроль). Невозможно пока введение бабл-принципа, когда предприниматели договариваются друг с другом о внедрении очистных технологий без государств.
Пример: отрицательные внешние эффекты – загрязнение окружающей среды – увеличивают издержки общества, но не влияют на затраты производителя, кривая S не отражает истинных издержек, продукт производится в излишке (издержки перелива).
Государство может: а) принять закон, запрещающий загрязнение окружающей среды; б) ввести специальный налог, равный издержкам, вызванным загрязнением среды (т.е. фирма платит налог на единицу продукции пока есть загрязнение).

P S1
D
P1 E1

E0 S0
P0



Q
Q1 Q0
На графике рост налогов или затрат на приобретение аппаратуры экологического контроля смещает S0 к S1 вверх, объем производства уменьшается с Q0 до Q1. Государство должно трансформировать внешние для фирмы издержки во внутенние и больше не оценивать ресурсы по заниженной стоимости.
2. Положительные внешние эффекты – это выгода некоторых третьих лиц, не отраженная в цене, по которой совершается рыночная сделка.
Пример: вы разбили фруктовый сад (радость соседям). Третьи лица (соседи) получают выгоду бесплатно, она не учтена при цене услуг садовника. Здесь общественная выгода будет больше, чем частная выгода лица, оплачивающего данную услугу, так как общественная выгода включает в себя как частную выгоду, так и положительный внешний эффект, т.е. выгоду третьих лиц.


Государство регулирует положительные внешние эффекты.
P S0
D
P0 E0 Субсидия

E1 S1
P1



Q
Q0 Q1

  1. Субсидирование со стороны государства – предоставление блага. На графике, она S0 смещает к S1 (вниз) = издержки производителя снижаются = рост Q благ.
  2. Возможно через государство увеличить спрос на блага, т.е. обеспечить покупательную способность потребителя (льготные талоны, абонементы).

При интернационализации положительного внешнего эффекта происходит более эффективное распределение благ (пример: соседи доплачивают садовнику за труд коллективно – больше сад, доход садовника, снижение оплаты для каждого участника. Однако, маловероятно, что соседи будут это делать добровольно.). Поэтому речь идет о вмешательстве государства в экономическую сферу и производства ряда благ, называемых общественными благами.
б) Производство общественных благ
Потребляемые товары и услуги делятся на частные (большая часть) и общественные. Частное благо потребляется одним лицом и не может одновременно быть потребленным другим. Общественное благо потребляется всеми одновременно, причем потребление кого-либо одного не уменьшает потребление другого.

Черты: включенность (всеобщность); нулевые предельные издержки (свет маяка); неделимость (национальная оборона).
Квазиобщественное благо появляется, когда люди могут быть исключены из процесса их потребления (музей, автострады, пожарная охрана, система канализации). Реальное распределение ресурсов осуществляется в рамках системы налогообложения – налоговые поступления идут на приобретение общественных благ.


Принимая на себя содержание общественных благ, государство тем самым решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Трансакционные издержки – расходы, связанные не с производством как таковым, а с его организационной стороной: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, расходы на заключение контрактов, контроль над их исполнением, защита прав собственности и т.д. Есть товары, которые по определению не относятся к общественным, но из-за высоких трансакционных издержек государству бывает выгодно взять на себя их финансирование.
Классический пример – некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Затраты государства в данной области значительно ниже, чем если бы это делали частные страховые компании.
Проблема теневой экономики
Причины:

  1. нелегальные формы разрешения конфликтов по защите прав собственности, когда в рамках закона невозможно решить вопросы или высокие трансакционные издержки, т.к. они растут в развитой экономике при расширении специализации и разделении труда;

2. высокая цена подчинении закону (налоги);
3. криминальный бизнес (запрещен законом).
Последствия (влияние на макроразвитие): уход от налогов, низкая соцзащита работников, хищение, организованная преступность и т.д.
Общественное благо обладает свойствами:
а) неконкурентоспособность (неизбирательность) – используется многими, но не вызывает дополнительных изменений (маяк). Неконкурентные блага, когда предельные издержки равны нулю, т.е. дополнительные потребители не увеличивают издержки производства общественных благ.
б) неисключимость – люди не могут быть исключены из сферы потребления, даже если не платят (освещение улиц, национальная оборона).
Проблема: сложно проконтролировать расходы государства и качество общественного блага. Общественное благо создается политикой внешних эффектов. Пример: проблема зайца в транспорте. Трудно учесть потребителей общественного блага – если финансирование через добровольный взнос - число зайцев растет.

Поэтому государство производит общественные блага за счет обязательных платежей (налогов), независимо от полученной индивидуальной пользы.
IV. Регулирование распределительных процессов:
1. Трансферты – соцвыплаты (мин. зарплата, пенсии, пособия). Индексация фиксирования доходов с ростом цен;
2. Расходы (через динамику ВНП);
3. Налоги (инвестиционные решения, финансовая база);
4. Кредит (увеличение или уменьшение объема производства);
5. Госпредпринимательство (предприятия, кредитные учреждения, центральный эмиссионный банк). Тендер - торги с целью выявления эффективного подрядчика. Госзаймы через конкурс.
Проблема перераспределения доходов и богатства: существует естественная тенденция к тому, что богатые становятся еще богаче. Поэтому существует необходимость в перемещении дохода от одной группы населения к другой.
Типичные способы перераспределения дохода государством: прогрессивный подоходный налог (при котором с ростом дохода его доля, изымаемая в госбюджет в форме, возрастает), государственные программы помощи и социального обеспечения, пособия по безработице, всеобщее медицинское обслуживание населения, вмешательство в рыночный механизм (правительство модифицирует цены, установленные под воздействием рыночных факторов, различными способами.; для гарантии определенного уровня доходов конкретных групп обеспечивается ценовая поддержка).

  1. Роль государства в достижении и сохранении национальных и конкурентных преимуществ в мировой экономике.

Главной его задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Приоритетные цели социально-экономического развития – финансовая поддержка мелкого и среднего предпринимательства, реструктуризация традиционных базовых отраслей промышленности.

  1. Общая координация экономического процесса посредством разработки долгосрочной экономической стратегии.

На первый план все больше выходит реализация качественных особенностей экономического развития. К ним относятся нацеленные на улучшение качества жизни меры по созданию условий для повышения образовательного уровня и квалификации работников, установлению контроля над качеством и безопасностью потребительских товаров и защите прав потребителей, улучшению условий и охраны труда.
Теория общественного выбора (выбор осуществляется посредством политики) объясняет, каким образом в рамках политической системы завершается процесс распределения ресурсов, т.е. отдается предпочтение каким-либо представителям власти, которые проводят в жизнь законы.

9.3. Методы государственного экономического регулирования.

Методы регулирования: прямые и косвенные.

  1. Прямые методы базируются на властнораспорядительных отношениях:

1.правовое регулирование (система законодательных норм и правил);
2. административное регулирование (регулирование, лицензирование, квотирование и т.д.; разрешение, принуждение, закрепление);
3. целевое финансирование секторов экономики, регионов, фирм – преобладающий метод (субвенции, субсидии).
Финансирование через инвестиции:
а) государственное предпринимательство (капиталоемкое и малорентабельное производство), позволяет решать общенациональные и социальные вопросы;
б) субсидирование предприятий негосударственного сектора (экспорт, госзаказ и т.д.)
II. Косвенные методы – основные направления макроэкономики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мероприятий государства по регулированию хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние денежного обращения и кредита.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: нормирование банковских резервов, варьирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке.
Налогово-бюджетная (фискальная) политика – это система мероприятий государства в области правительственных расходов и налогов.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики:

  • регулирование налогового обложения имущества граждан;
  • введение муниципальных налогов;
  • регулирование государственных налогов;
  • осуществление государственных закупок;
  • выпуск государственных внутренних займов;
  • поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

Социальная политика – это система мероприятий государства по регулированию положения, отношений и взаимодействия основных элементов социальной структуры общества. Она включает в себя формирование доходов населения, обеспечение занятости и качества жизни населения.
Основными инструментами социальной политики являются:

  • регулирование минимальных ставок оплаты труда;
  • регулирование размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

Внешнеэкономическая политика – это система мероприятий государства по регулированию отношений национальной экономики с экономикой внешнего мира.
Основными инструментами внешнеэкономической политики являются:

  • законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
  • использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Все перечисленные методы и инструментарии госрегулирования требуют комплексного использования, что образует макромаркетинг национальной экономики. Этот метод динамичен, охватывает все фазы воспроизводства и экономического роста, территории и региональные подсистемы. При изменении в экономической конъюнктуре меняется маркетинговая деятельность.



Содержание раздела