Первым элементом системы является регулирование занятости.


Неполная занятость человеческого фактора производства наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, теперь он рассчитывается несколько не так, как об этом говорилось в главе 1. Производственный потенциал — это реальный объем валового национального продукта, который экономика в состоянии произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы). Если безработица растет сверх ее естественного уровня, то это вызывает большие экономические и социальные потери.
Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием — невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1 %, то отставание объема валового национального продукта составляет 2,5%. Это позволяет вычислить потери продукции, связанные с безработицей.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня — центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. В 70—80-е годы в США они составили 1 трлн. долл.

К тому же потеря работы — это психологический стресс, уступающий по уровню только стрессу, вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Не трудно также понять, какую потенциальную опасность для общества представляет лишившийся работы человек, брошенный на произвол судьбы.

Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.
Признание естественной нормы безработицы сняло с правительств западных стран часть ответственности за кризис занятости. Но это не освободило государство от необходимости проводить политику занятости.
В странах Запада за последние 30 с лишним лет действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. В эту систему входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд.
Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Государство предпринимает следующие действия:
— сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;
— рекомендует проводить на предприятиях разделение рабочих мест между работниками (для увеличения занятости);
— досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2—3 года;
— создает новые рабочие места и организует общественные работы (в области инфраструктуры — для строительства высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
— сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и т.д.
Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда — учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и. трудоустройством безработных, содействуют желающим сменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами труда, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают принимать на работу через собственные отделы кадров.

Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.
Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.


В 80-е годы размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составляли:
в США — 36% заработка в течение 14 недель;
в Японии — 60—80% заработка в течение 3—12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий;
во Франции — 40 фр. в день в дополнение к 42% заработка в течение 1—2,5 лет, особые пособия в течение 3 лет;
в Великобритании — 28,5 ф. ст. в течение 52 недель.
В нашей стране законодательство о занятости населения установило систему мер по регулированию и организации занятости населения. В эту систему мер, в частности, входят:


а) регулирование занятости населения. Государство разрабатывает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение гибких режимов труда, и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;
6) федеральная государственная служба занятости населения. Эта государственная служба дает оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан помогает гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организует при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
в) финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих и других источников;
г) организация общественных работ. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях.
Государство гарантирует ряд видов социальной поддержки безработным:
выплату пособия по безработице;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Установлен период выплаты пособия по безработице — 12 месяцев. Гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 3 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца — 75%, следующие 4 месяца — 60%, в дальнейшем — 45%. Лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда.
После истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).
На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты — сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились. Сейчас приступим к изучению второй составляющей индекса нищеты.
3. Нестабильность денежного обращения
Нестабильность современной экономики выражается в хроническом заболевании сферы денежного обращения — непрекращающейся инфляции. Экономическая теория уверенно поставила диагноз этой болезни. Ее причина состоит в нарушении того макроэкономического равновесия, которое обеспечивает стабильность денежного обращения и придает всему народнохозяйственному организму большую жизненную силу.
Стабильность денежного обращения означает равенство двух макроэкономических потоков, которые образуют, так сказать, кровообращение национального хозяйства: потока товаров и услуг и потока денег.
Такое равенство четко обозначил американский экономист Ирвинг Фишер в формуле:
Д О = Ц Т
Где Д— предложение денег (или масса денег в обращении);
О — скорость обращения (сколько раз за данное время денежная единица обслуживает торговые сделки — переходит из рук в руки);



Содержание раздела