Средняя цена типичной торговой сделки


Ц — средняя цена типичной торговой сделки;
Т — количество реализуемых товаров и услуг.
Как же обеспечивается указанное в формуле равенство обмена товаров и денег?
Стабильность денежного обращения достигается совершенно по-разному в условиях двух эпох: золотого стандарта и современных денежных средств. Рассмотрим подробнее существующие здесь различия.
В эпоху золотого стандарта указанное равенство обеспечивалось как бы автоматически. В то время исправно действовал стихийный рыночный механизм, который регулировал действия продавцов и покупателей.
Как правило, в обращении постоянно находилось нужное для торговых сделок количество золотых монет. Когда у покупателей и продавцов появлялось излишнее количество денег, оно переходило в разряд сокровищ. Если же деньги вновь требовались для купли-продажи товаров, то их забирали из мест накопления и направляли в обращение.
При золотом стандарте инфляция была редкостью — при каких-то экстремальных условиях (например, во время войн), а цены стабильны в течение длительного периода. Например, в США цены на потребительские товары в 1905 г. были на уровне 1860 г.
При отсутствии инфляции у людей складывалась адекватная (соответствующая) экономическая психология. Вот та модель поведения покупателей, которая способствовала поддержанию равновесия обмениваемых величин товаров и денег:
когда начинался инфляционный рост цен, люди были уверены, что это временное явление, поэтому переставали покупать вздорожавшие товары;
излишнюю часть денежных доходов население обращало в сокровища;
в результате уменьшались размеры текущего спроса, а это приводило к превышению предложения товаров над спросом. При таком соотношении товаров и денег цены снижались до прежнего уровня.
Совершенно иные процессы в области денежного обращения стали протекать после упразднения золотого стандарта. В эпоху современных денежных средств уже нет прежнего автоматического поддержания равновесия потоков товаров и денег. Наоборот, характерной стала нестабильность денежного обращения.
Особенно велики были темпы инфляции во время и после мировых войн. Так, в Австрии (1921—1922) максимальный месячный подъем цен достигал 134%. Из-за этого в пивных барах посетители заказывали сразу две порции пива, ибо цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось. Наибольших же масштабов гиперинфляция достигла в Германии (1922—1923), когда в отдельные месяцы индекс цен составлял 32 400%.

В связи с этим рабочие добились, чтобы заработную плату им выдавали каждый день.
После второй мировой войны впервые в мирное время установилась устойчивая долговременная инфляция. В странах Организации экономического сотрудничества и развития темпы инфляции составили (в процентах за год): в 1960-1972 гг. - 4%; 1972-1980 гг. - 11%; в 1981-1990 гг. - 5,6%; 1991 г. - 5,2%; 1991 г. - 4%; 1993 г. - 3,6% и 1994 - 2,6%.
Не приходится удивляться, что в условиях постоянной инфляции резко изменилась экономическая психология людей. У них появился особый сдвиг в психике и поведении, который получил название адаптивные (лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание) инфляционные ожидания. С этим связана новая модель поведения покупателей:
потребители твердо верят в тенденцию роста цен;
люди уменьшают свои сбережения, которые обесцениваются, и увеличивают текущий спрос, чтобы сократить потери от инфляции;
покупательский спрос все больше превышает предложение, тем самым покупатели провоцируют рост цен. В итоге потребители не уменьшают, а в конечном счете увеличивают потери от инфляции.
Инфляционный подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, называют инфляцией спроса.
Стало быть, адаптивные инфляционные ожидания, или инфляция спроса, — это дополнительный маховик, который еще сильнее раскручивает рост цен. Однако современные сдвиги в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех факторов, которые порождают инфляцию.
Что же это за факторы нестабильности денежного обращения?
Их можно четко представить, если мы вновь обратимся к формуле товарно-денежного обращения И. Фишера. В левой стороне формулы указано предложение, денег (Д О), а в правой — спрос на них (Ц Т). Где же искать причины (и виновников) инфляции: на стороне предложения или на стороне спроса денег?




Экономисты-теоретики заняли противоположные позиции, пытаясь решить данную дилемму.
Одну позицию занимают сторонники широко распространенной на Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующие аргументы:
а) цены товаров зависят только от количества (предложения) денег (монет в эпоху золотого стандарта) в обращении — в этом существо так называемой количественной теории денег;
б) инфляция порождается избытком количества денег (их предложения);
в) вся ответственность за инфляцию возлагается на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
Между тем нельзя не заметить односторонность приверженцев монетаристской концепции. Они усматривают все изменения в обращении только в левой части формулы И. Фишера. Однако левая часть должна быть сбалансирована и уравнена с правой частью формулы.

Чему же должно быть равно общее количество денег в обращении?
Другую позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теории издержек производства). Они выдвигают свои контраргументы:
а) цены товаров зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;
б) цена является денежным выражением стоимости товара;
в) само количество денег в обращении зависит только от суммы стоимости всех товаров.
Эти взгляды тоже являются односторонними, поскольку учитывают только правую часть формулы И. Фишера. При этом не усматривается определенная зависимость суммы цен произведенных товаров (правой части) от количества денег (левой части).
Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти к выводам:
по-видимому, нельзя полностью отрицать известную правомерность Двух рассмотренных позиций;
каждая теоретическая позиция не отражает всей истины;
для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне предложения денег и на стороне спроса их.
Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) государство, как правило, предусматривает превышение расходов над доходами (образуется бюджетный дефицит); для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает государственные ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);
б) центральный банк допускает чрезмерную эмиссию денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства;
в) банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх нормальной возможности должников возвратить долги).
Б. Международные факторы:
а) государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы иностранные валюты);
б) банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск национальной валюты).
Таким образом, главными виновниками инфляции являются государство и подчиненные ему финансовые учреждения.
Теперь выясним факторы инфляции на стороне спроса. Мы их также подразделяем на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) монополии, дающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свои товары и услуги и добиваются этого;
б) военные расходы государства обычно грубо нарушают нормальное соотношение между спросом денег и их предложением;
в) увеличение масштабов долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что на длительное время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег.
Б. Международные факторы:
а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, импортирующей вещественные условия экономического роста;
б) структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах;
в) войны между государствами сопровождаются огромной потребностью в деньгах.
Одним из факторов, который может влиять на инфляцию, является безработица.
Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс в конце 50-х годов установил следующую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот. И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда.

В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса (рис. 16.5).
Кривая Филипса дает два варианта практического сочетания взаимозависимых величин: низкая безработица и высокая инфляция (точка А на графике) либо низкая инфляция и высокая безработица (точка Б на графике). Так, при президенте США Р. Рейгане удалось обуздать инфляцию путем повышения уровня безработицы до рекордной величины.



Содержание раздела