Например, в Японии ежегодно проводится серия переговоров между предпринимателями и профсоюзами о размере заработной платы. Сначала достигается общенациональное соглашение между правительством, союзами предпринимателей и национальными профсоюзами. Затем на предприятиях договариваются о гибкой системе заработной платы: 25—30% ее величины выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Если спрос на выпускаемую продукцию понижается, то уменьшается объем получаемой прибыли, что ведет к автоматическому снижению уровня оплаты труда.
В итоге существенно падает уровень инфляции (например, в 1986 г. в Японии был почти нулевой уровень инфляции — 0,5% по отношению к 1985 г.).
Б. Государство ограничивает монополистическую деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое вздувание цен.
Например, в Англии управление по телекоммуникациям обязало корпорацию Бритиш телеком, имеющую 50% продаж на монополизированном рынке, выполнять следующие условия. Темп роста тарифа на услуги корпорации должен быть на 3 процентных пункта ниже среднегодового индекса цен в английской экономике. Если, скажем, индекс цен равен 5%, то Бритиш телеком может установить свой тариф на уровне 2%.
В. Твердо проводимая правительством антиинфляционная политика способствует существенному уменьшению инсоляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует граждан. Причем основой программы сильного правительства являются не компенсации роста цен, что усиливает инфляцию, а меры, на практике противодействующие стихийному движению цен.
Г. Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря умелой денежной политике Центрального банка. Интересен в этом отношении опыт Федеральной резервной системы (ФРС) Центрального банка США.
ФРС применяет такие способы регулирования предложения денег, как:
а) операции на открытом рынке. Чтобы увеличить предложение денег (выброс денег на рынок), ФРС покупает у банков государственные ценные бумаги (государственные облигации и векселя казначейства). Для уменьшения предложения денег ФРС продает такие бумаги, изымая тем самым деньги из экономики;
б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка уменьшается (кредит дешевеет), то предложение денег возрастает. Когда ставка процента возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается;
в) изменение нормы обязательных резервов. По решению ФРС все банки обязаны держать определенную долю их депозитов (от 3 до 18%) в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов.
При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
Опыт деятельности центральных банков западных стран по регулированию денежного обращения сейчас отражается в законодательстве И других нормативных актах о Банке России.
В тех случаях когда текущее государственное регулирование не помогает добиться значительного улучшения денежного обращения, нередко проводятся денежные реформы. Денежные реформы — это такие преобразования в сфере денежного обращения, которые проводятся в целях упорядочения и укрепления денежной системы. Такие реформы могут означать переход от одной денежной единицы к другой или же сводиться к частичному изменению денежной системы.
История денежного обращения знает следующие виды денежных реформ:
1) переход от одного денежного товара к другому (например, замена медных денег серебряными, а последних — золотыми);
2) образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством (так поступали многие страны, добившиеся политической самостоятельности);
3) замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной или неразменных (на золото) денежных знаков разменными;
Экономический цикл; кризис; депрессия; ожи илснис; подъем; большие циклы и конъюнктуры; занятость; экономически активное население; безработица; виды безработицы; естественная безработица; закон Оуксна; государственное регулирование занятости; стабильность денежного обращения; факторы инфляции; инфляция спроса; инфляция издержек; кривая Филипса; цена инфляции; макроэкономические регуляторы инфляции; денежные реформы.
2. Вопросы на сообразительность
В какой мере влияют на экономический цикл следующие факторы:
а) войны;
б) технические изобретения;
в) рост потребительских расходов;
г) инвестирование;
д) рост народонаселения.
3. Тесты
3.1. К какой из двух фаз экономического цикла — депрессии или буму — относятся перечисленные процессы:
а) рост инвестиций ч частном секторе;
б) сокращение прибылей;
в) рост налоговых поступлений;
г) увеличение спроса на труд;
д)падение курса акций;
е) увеличение выплат но безработице;
ж) снижение нормы процентной станки.
3.2. Численные значения какого из следующих показателей падают после наступления фазы подъема и растут после фазы спада:
а) объем промышленности;
б) средняя продолжительность рабочей недели;
в) курсы цепных бумаг;
г) объем товарных запасов в обрабатывающей промышленности.
4. Верно — неверно
4.1. Валовые инвестиции растут, если темпы прироста продаж товаров надают.
4.2. Фаза подъема экономического цикла всегда совпадает с периодом оживления.
4.3. Объем инвестиций в машины и оборудование обычно не увеличивается перед наступающим спадом и после его завершения.
4.4. Государственные расходы оказывают дестабилизирующее влияние па экономику только после войны.
5. Тест по экономике России
Преодолению кризиса в России способствуют:
а) проводимая правительством налоговая политика;
б) существующие ставки ссудного процента;
в) восстановление нарушенных хозяйственных связей между регионами;
г) замораживание и невыплата заработной платы;
д) селективное (выборочное) предоставление кредитов отраслям и предприятиям;
е) повышение таможенного тарифа па импортные товары.
6. Экономические задачи
6.1. Используйте следующие данные, чтобы рассчитать: а) уровень совокупной рабочей силы и б) официальный уровень безработицы. Все население (цифры условные) составляет 10 000 человек, из них 3 000 — дети и подростки до 16 лет, пациенты психиатрических больниц и исправительных учреждений; 2 000 человек выбыли из состава рабочей силы; 500 безработных; 700 рабочих заняты неполный рабочий день или ищут работу.
6.2. Предположим, что уровень безработицы составляет 8%. Насколько быстрым должен быть экономический рост, чтобы снизить уровень безработицы до 6%: а) за 1 год; 6) за 2 года?
7. Дискуссионные вопросы
7.1. Безработица улучшает или ухудшает экономическое положение страны? Нужна ли она?
7.2. Почему бы пособиям но безработице не быть в среднем равными последней перед увольнением заработной плате тех, кто стал безработным?
7.3. Какова разница между инфляцией издержек и инфляцией спроса?
7.4. Объясните, как может одновременно повыситься номинальный доход и понизиться Ваш реальный доход?
7.5. В СССР десятилетиями цены были стабильными. Хорошо это или плохо?
7.6. Если инфляция несомненно ожидается п будущем, то что Вы сможете сделать, чтобы уберечь себя от ее негативных последствии?
8. Вопросы на сообразительность
8.1. Как можно объяснить существование незаполненных вакансий при высоком уровне безработицы?
8.2. КакPе две из следующих мер увеличивают численность занятых в стране (остальные величины остаются без изменений):
а) расширение экспорта;
б) увеличение импорта;
в) повышение уровня налогообложения;
г) увеличение государственных расходов.
9. Задание
По представленным значениям кривой Филипса постройте кривую Филипса.
Уровень безработицы, % 2 4 6 8 |
Темпы роста цен, % 6 5 4 3 |
10. Задача
Предположим, что предоставлен кредит в 100 долл. При этом кредитор считает, что инфляция отсутствует, и планирует получить 105 долл. Но инфляция оказывается равной 10%.
Какая реальная величина подлежащей возврату суммы, включая процент, будет возвращена кредитору? Кто при этом извлечет выгоду, а кто понесет убытки и в какой степени это будет соотноситься с ожиданием сторон?