Национальный (внутренний для страны) рынок образовался на индустриальной стадии производства. На этой стадии наряду с развитым товарным производством появились такие транспортные средства, которые соответствовали новым масштабам рыночного пространства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства.
Товары, выпускаемые в массовом масштабе в одном городе, стали продаваться зачастую во всех регионах страны.
В результате мощного развития крупного машинного производства, появления крупного акционерного капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие мировой рынок. Сейчас жители, скажем, Европы хорошо знают товары, создаваемые в США, Японии и многих других странах. Мировой рынок уже давно снабжает все государства таким сырьем, как нефть, олово, каучук, пшеница, сахар, кофе, чай. Новейшие средства связи позволяют точно знать, что происходит с ценами на товары в разных частях земного шара. Стало возможно заключать торговые сделки, покупать иностранную валюту без того, чтобы контрагенты лично встречались друг с другом.
Интернационализация рыночных связей привела к тому, что уровень мировых цен на товары и услуги стал важным ориентиром для хозяйственной деятельности подавляющего числа предпринимателей экономически развитых стран.
Чем объясняется возрастающая роль рынка в экономике отдельных стран и всего мира?
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: а) товарного производства и 6) рынка.
Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы — товарное производство оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;
о) одновременно с изготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;
в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Одна функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (следовательно, производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.
Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют не только количество, но и качество товаров.
Законодательство поддерживает точные и строгие требования продавцов и покупателей в отношении количества и качества реализуемого товара. Так, в Гражданском кодексе РФ сформулированы общие условия о количестве и ассортименте (определенном соотношении по видам, моделям, цветам или иным признакам изделий) и определены последствия нарушения этих условий (статьи 465—468). Особо указаны требования к соблюдению качества товара, гарантиям и проверке этого качества (статьи 469—475).
Рыночная сфера непрерывно проводит своего рода экзамен по экономике. Перед продавцами фактически ставится вопрос: доходно или убыточно реализовывать товары? Покупатели вынуждены решать: выгодно или разорительно покупать вещи? В итоге рынок решает судьбу буквально каждого товара: будет или не будет он продан?
Если же будет реализован, то по какой цене?
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей). Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который четко сформулировал А.Смит: Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...42. Разумеется, этот принцип личной материальной заинтересованности предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.
Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования, в доиндустриальную эпоху. Тогда сам рынок был в неразвитом — в слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавшихся значительным разнообразием ассортимента.
Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков — единая совокупность множества рынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась окончательно во второй половине нынешнего столетия под воздействием ряда факторов.
Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в результате:
— масштабного преобразования натурального производства в товарное;
— распространения отношений купли-продажи на рабочую силу основной части трудящихся;
Общее расчленение рынка наглядно представлено на рисунке 6.1.
Рис. 6.1. Рыночная система
В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:
— рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);
— рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные Средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
— рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное н бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);
— рынок труда (для работодателей и наемных работников);
— рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);
— рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
— рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход);
— рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые осуществляется покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
— рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
С образованием такого широко и глубоко развитого рыночного пространства резко возросла его активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всем комплексом необходимых субъективных, материальных и финансовых условий развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики.
Этим не отрицается вообще существование и значение товарного производства. Так подчеркивается то новое состояние экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.