Как осуществляется такое воздействие, зависит от типов взаимодействия агентов рынка.
2. Типы рыночных связей
В одном важном отношении рынок прямо противоположен натуральному хозяйству. Как мы знаем, в таком хозяйстве создаваемые продукты поступают в распределение. Последнее зачастую не предоставляет потребителю возможности выбирать по его желанию те или иные блага.
В отличие от этого жесткого порядка распределения рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.
Покупатель приобретает свободу:
— выбирать товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ;
— отыскивать продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям.
Продавец обладает свободой:
— выбирать наиболее подходящего покупателя;
— иметь возможность распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению. Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки.
По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: 1) свободный; 2) нелегальный и 3) регулируемый.
Тип свободного рынка обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании. Иначе говоря, стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость, свойственные первому типу рынка, выражают основные черты классического капитализма в сфере обращения: ,
— на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших фабрик;
— производители обычно создают продукты без предварительной
договоренности с покупателями; .
— сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
Вместе с тем определение свободный рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого?
Такой рынок является свободным для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают основные вопросы: что продавать? Кому сбывать продукцию и по каким ценам? Подобным суверенитетом обладают и покупатели.
Поэтому экономические связи между всеми субъектами свободного рынка строятся только по горизонтали. Между контрагентами складываются партнерские отношения на основе свободного хозяйственного договора.
Рынок первого типа свободен также от вмешательства государства и от строгого правового регулирования.
Однако такая свобода оборачивается своей неприглядной стороной. Из-за своеволия рыночных агентов не соблюдаются элементарные правила игры на рынке. Не случайно первый тип рынка уже давно получил нелестные эпитеты — дикий, блошиный, нецивилизованный.
Тип нелегального рынка близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Но имеются существенные различия между ними.
Нелегальный рынок включает два вида:
Элементы стихийности, неуправляемости и непредсказуемости, конечно, сохраняются в развитии хозяйства в целом. Однако основные позиции занимает рынок качественно иного типа.
Примечательно, что по заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков — 100%. В результате рынок приобрел совершенно новые черты (см. ниже).
Основные черты стихийного и регулируемого рынка
Стихийный рынок |
Регулируемый рынок |
1. На рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий 2. Производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями, действуют вслепую 3. Сами хозяева производственных предприятий, как правило, заботятся о розничной продаже товаров населению 4. Производители товаров не ведут учет конкретных рынков сбыта 5. Рынок развивается стихийно, вне контроля государства |
1. Основную массу товаров реализуют крупные хозяйственные объединения 2. Возрастающая часть продукции создается по предварительным контрактам и заказам крупных фирм и государства 3. Большой отряд торговцев-посредников занимается продвижением товаров от производства до потребителей 4. Крупные производители изучают рынки и формируют спрос покупателей 5. Государство и право устанавливают на рынке правила игры |
Ко второй половине XX столетия рыночные связи существенно усложнились. Во-первых, если в прошлых веках производитель товара часто сам непосредственно продавал его потребителю, то теперь на его пути — большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.).
Например, в США насчитывается 383 тыс. фирм оптовой торговли и 1567 тыс. фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к новым организационно-экономическим отношениям в сфере рыночного обмена.
В настоящее время регулируемый рынок достигает вершины, превращаясь в социальный институт.
Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
Во второй половине XX столетия нормальный рынок — тот, который базируется на совокупности определенных институтов. Крупный специалист по рыночной экономике Р. Коуз (США) в речи при вручении ему Нобелевской премии (1992) подчеркнул: без соответствующих рыночных институтов невозможно развитие рыночной экономики любого уровня.
Что же входит в систему рыночных институтов? Во-первых, сюда включена правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:
— организует правовое регулирование рынка: устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения;
— защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, а тем самым охраняет экономические интересы рыночных агентов.
Роль права состоит в том, что оно передает хозяйственной деятельности следующие свойства:
— общеобязательность;
— точность и формальная определенность правовых норм;
— системность в процессе воздействия на человеческую деятельность;
— упорядоченность и стабильность.
Именно такие свойства позволяют обеспечить правовое регулирование всей системы рыночных отношений. Основу этого регулирования составляет Гражданский кодекс, который выполняет роль кодекса цивилизованного рынка.
С одной стороны, Гражданский кодекс отражает и законодательно закрепляет коренную особенность рынка — экономическую свободу его субъектов. Так, в ГК РФ с самого начала выражены основные требования такой свободы:
— равенство субъектов;
— неприкосновенность собственности;
— свобода договоров;
— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,
— необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;
— обеспечение восстановления прав;
— судебная защита прав (ГК РФ, пункт 1 статьи 1).
В Кодексе особо подчеркивается, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (статья 2).